Кащей чернобог

15 января – День Чернобога (Кощея Бессмертного) по славянскому календарю. Несмотря на то, что этот Бог ассоциировался у древних славян с разрушениями, несчастьями, болезнями и прочими проявлениями зла, в этот день они молились и почитали Чернобога. Они верили, что через молитвы и подношения они смогут уберечь себя от всех напастей и горестей.

20 декабря – один из самых страшных дней по славянскому языческому календарю, так как это была Ночь Чернобога или, как его называли, Кощея Бессмертного. Чернобог – бог забвения, он олицетворяет переход в иной мир. 20 декабря Чернобог просыпался, в этот день славяне проводили разнообразные обряды, чтобы уберечь себя и своих близких от разных несчастий и бед.

12 января по славянскому календарю считается Днем похищений. Это праздник, который заставляет людей задуматься о верности, любви и преданности в отношениях. В этот день вспоминают, как Кощей украл Мару, а Велес похитил невесту Перуна Диву-Додолу. День похищений связывают с погодными изменениями. В этот праздник обычно на улице лютые морозы и метели.

В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона — известный нам ещё по детским сказкам, Кащей или Чернобог (черный Змей, Кощей) — Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Славяне делят весь мир на две половины: добрую и злую или дружественную и враждебную человеку. Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог.

Кащей изображается в виде человекоподобного идола, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами. Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.

Еще про Тора:  Клык и коготь

По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет.

«Кащей на что ни взглянет — все вянет». «Кащей на скот — скот дохнет, Кащей на траву — трава сохнет».

«Пусть же каждый Славянин и в Жизни помнит о Смерти, и в Смерти видит Жизнь. Ибо Жизнь и Смерть — это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе».

Кащеев день — 29 февраля. В славянском календаре эта дата считалась праздником одного из воплощений Чернобога-Кащея, увеличивающего власть зимы и холодов еще на один день.

Конец зимы традиционно связан с различными масленичными обрядами и встречей весны. При этом весна, свет, солнце, добро обычно в народной мифологии противопоставляются зиме, темноте, злу. Возможно, поэтому (из-за удлинения зимы на один день) високосный год ис­стари считался недобрым, а его дур­ная слава связывалась с верой в увеличение количества жертв и увечий, несчастной и скорой смерти.

Кащею-Чернобогу как воплощению зла на земле приписы­вались особая кровожад­ность, агрессивность, мятежность.

Соответственно високосный год считался годом войн, раздоров, революций, смертей.

Согласно дохристианским представлениям жизнь и смерть — это такие же формы существования, как добро и зло, светлые силы олицетворял Белобог, темные — Чернобог (он же Кащей). Христианство наложилось на представления о Чернобоге и Белобоге достаточно естественно — Белобог стал просто Богом, а Чернобог-Кащей превратился в сатану, дьявола, черта.

Поскольку в христианских святцах на 29 февраля приходятся именины Касьяна, то и на восприятие этого святого народом тоже сильно повлияли древнеславянские верования. Созвучие Кащей — Касьян стало основой переноса характера и черт славянского божества на православного святого. Так что в итоге Чернобог-Кащей, а за ним и Касьян стал весьма противоречивым персонажем: с одной стороны — святой, с другой — демон, мрачный хромой старик с посохом в руке.

Фактически народный святой Касьян не имеет никакого отношения к Иоанну Кассиану Римлянину, который и стал Святым Касьяном в православной традиции. Русский народный Касьян — это бессмертный суровый старик, сторож у адских врат, грозный судья, которого боятся и живые, и мертвые.

В христианской традиции Иоанн Кассиан прожил на редкость мирную для святого жизнь и спокойно принял смерть от старости в 435 году, без пыток, как многие другие христианские мученики и мученицы. В Марселе Иоанн Кассиан, назначенный пресвитером, основал мужской и женский монастыри, фактически став первым основателем монашества не только в Галлии, но и во всей Западной Европе. Хороший был человек, воин и монах, литератор и организатор. Кстати, в невисокосный год день памяти Касьяна (Кассиана) переносится на 28 февраля, и этот день считается вполне обычным и ничем не угрожающим.

Так что без привлечения языческих верований и случайного созвучия имен Кащея-Касьяна сложно найти объяснение, почему в народе именно Святой Кассиан стал ассоциироваться с возможной неудачей, несчастьем, неурядицами високосного года вообще и 29 февраля в частности.

Ведь в народе его величали не иначе как Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. По русским народным представлениям, Святой Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Просто Вий гоголевский — не иначе. Русские люди верили, что «Касьян на что ни взглянет, всё вянет», «Касьян на траву — трава сохнет, Касьян на скот — скот дохнет». В Сибири считали, что Касьян любит «заворачивать» головы домашней птицы, после чего она дохнет. «Касьян всё косой косит», «Касьян на народ — народу тяжело». В свой праздник Касьян якобы развлекается тем, что смотрит на окружающий мир: посмотрит на людей — будет мор, на скот — падёж, на поля — неурожай. По этой причине суеверные люди опасались 29 февраля лишний раз выходить из дому. «Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать» — мол, на его пути лучше не попадаться.

Почему Касьяновы именины случаются раз в четыре года, объясняет народная легенда. Касьян поставлен на стражу ада, и Господь отпускает его на отдых только раз в четыре года. В отсутствие Касьяна эти обязанности исполняют 12 апостолов.

Согласно другому народному поверью однажды Святой Касьян и Николай Угодник шли по земле и увидели мужика, пытавшегося вытащить воз из грязи. Мужик обратился к ним за помощью, но Касьян отказался, сказав: «Не могу, ещё испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться?»

Николай же Чудотворец, засучив рукава, молча поднял воз и поставил его на сухое место. Пришли Николай Угодник и Касьян в рай. Бог увидел, что риза Николая испачкана, и спрашивает: «Где это ты, Никола, так выпачкался?». «Я, — говорит Николай, — мужику воз помогал из грязи вытаскивать». «А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шёл?» — спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу испачкать». Такой ответ Богу не понравился, и он разрешил Касьяну праздновать именины один раз в четыре года, а Николаю — два раза в год.

Именно по этой причине Касьян злобен — не нравится, что его почитают только раз в четыре года. Какие только страсти не приписывали Касьянову влиянию и високосному году! Запрещалось менять работнику хозяина, строить избы и домашние пристройки (Касьян спалит), продавать скот, разводиться и даже грибы собирать в этом году считалось опасным.

Оказывается, 29 февраля в католической традиции считается Днем святого Освальда.

Эта традиция зародилась ещё в V веке в Ирландии. Древнее предание гласит, что однажды святая Бригитта Ирландская пришла к святому Патрику и поведала ему о нелёгкой доле женщин, страдающих от неразделённой любви. Бригитту очень печалило, что женщинам было запрещено первыми проявлять инициативу в романтических связях и следовало ждать предложения руки и сердца от мужчины. Святой Патрик прочувствовал печаль Бригитты и дал позволение прекрасным дамам самим делать предложения своим избранникам, но только лишь в високосный год. Легенда гласит, что Бригитта Ирландская позвала в мужья самого Патрика, но, увы, согласия не получила. Впоследствии такое право женщин на личную инициативу было ограничено всего лишь одним днём — 29 февраля.

По стопам Ирландии пошла Шотландия. Мужчины-рыцари сотнями погибали на поединках и в войнах, и тогда лорды, обеспокоенные все большим количеством старых дев в знатных древних шотландских родах, приняли новый закон. В парламенте объявили, что с 1288 года и во все времена 29 февраля женщинам разрешается самим предлагать брак мужчине, а он не имеет права отказаться. Если всё же избранник отказывался, то он был обязан заплатить довольно значительный штраф: поцеловать отвергнутую, подарить ей шёлковую сорочку или пару перчаток, выплатить один фунт и т. д. Впрочем, задокументированных свидетельств этого древнего закона не сохранилось.

«Похожие акты были приняты и в других странах Европы. В Дании, к примеру, если женщина была отвергнута, то в качестве компенсации невесте-неудачнице полагалось получить от своего избранника 12 пар новых перчаток. В Англии мужчина, отклонивший предложение руки и сердца, должен был подарить девушке шёлковое платье красного цвета. Такая традиция вошла в англосаксонское право в 1600 году, однако её соблюдение не считалось обязательным — 29 февраля по английским законам не имело юридического статуса и не являлось настоящим днём», — рассказывает Милена Черненко.

Впрочем, возможность сделать предложение своему парню — не единственный повод для радости в этот день. Люди, отмечающие день рождения 29 февраля, имеют уникальную возможность отметить событие день в день, а случается в их жизни подобное не так уж часто, потому что вероятность родиться именно в этот день расценивается как 1 : 1461! Согласитесь, довольно редкий шанс. Согласно статистике таких людей на всей планете — всего 4 миллиона человек, что составляет всего 0,069% населения Земли. И хотя суеверные представления наделяли людей, родившихся в Касьянов день, трудной и несчастной судьбой, сегодня многие гордятся уникальной возможностью праздновать день рождения раз в четыре года!

И все-таки печальная статистика о судьбе людей, родившихся 29 февраля, не подтверждается.

Во всяком случае среди них не меньше известных личностей и приятных событий. Например, 29 февраля 1936 года Нильс Бор предложил научному сообществу планетарную модель строения атома, а 29 февраля 1952 года фигурист Дик Баттон пятый раз стал чемпионом мира.

29 февраля 1468 года родился папа римский Павел III, а 29 февраля 1528 года — Альбрехт V Баварский по прозвищу Великодушный, меценат, коллекционер, покровитель художников и музыкантов, основатель дворцовой библиотеки.

В этот же день 1792 года — Джоакино Россини, знаменитый итальянский композитор, автор оперы «Севильский цирюльник», а в 1796 году — Адольф Кетле, бельгийский учёный, социолог-позитивист, один из создателей научной статистики.

В 1840 году 29 февраля праздновали день рождения Джона Голланда, создателя первой подводной лодки для американского флота, а в 1906 году родилась Вера Менчик, первая чемпионка мира по шахматам среди женщин.

В этот же день родились известная русская актриса Ирина Купченко и многократная чемпионка мира Раиса Сметанина.

Поздравляем всех, кто празднует свой день рождения 29 февраля в этом году!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Самой могущественной и непобедимой злой сущностью в славянской мифологии является Кощей Бессмертный. По легендам, он был самым младшим из сыновей Чернобога и его обителью был мир Нави. Также есть версия, что Кощей произошёл от зимнего божества Карачуна, неразрывно связанного со смертью и холодом. Так, в белорусских верованиях считалось, что бог Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте.

Кощей Бессмертный – мудрый персонаж и очень коварный манипулятор. Кроме того, он отличается недюжинной силой и жестокостью. Эта сущность низшего мира способна управлять мёртвыми душами и превращаться в любого человека или животного. Он вездесущ. Ничего не может быть тайной для него. Вся нечистая сила у Кощея в подчинении. На вид – это безбородый старичок, довольно высокого роста, худощавый, даже костлявый с искажённой фигурой.

У него седые и длинные локоны, которые лежат на плечах и суровое лицо. В большинстве случаев, его видели очевидцы именно таким. Несмотря на то, что он мог принять любой облик, этот злой гений, предпочитал оставаться таким, как он есть. Единственное, что ему приходилось по душе, так это чёрная птица. В ворона он обращался чаще всего.Кощей легко мог умертвить любое живое существо, извлекая его душу навсегда. В военной науке ему не было равных, ведь он виртуозно владел мечом и шпагой. Он был блестящим стратегом. Помощником Кощея Бессмертного был его конь, который являлся не живым и не мёртвым, а его доспехи имели колдовскую силу.

У каждого злодея есть «Ахилессова пята». И у Кощея она тоже имеется. По сказкам мы знаем, что его смерть находится в яйце. В легендах православия яйцо – это ничто иное, как суть мирозданья, некая энергия, с помощью которой живёт Кощей Бессмертный, и утратив её, он лишается силы и погибает. Яйцо же это располагается в в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке/ларце, а сундук стоит на высоком дубу, который растёт либо на острове Буяне, либо на чёрной горе.

Символом власти Кощея был череп или клиновидный меч. Порой сам Кощей не убивал людей лично, за него это делала Богиня смерти – Мара. Он просто вызывал её и управлял мёртвыми духами, направляя их на жертву. Попав в Кощеево царство, у человека не было ни одного шанса выйти оттуда живым и невредимым. В данном контексте славянский Кощей стал почти что аналогом греческого Аида/Гадеса, повелителя подземного царства.

Но времена изменились. Древнерусское слово “кощей” теперь воспринималось в значении «раб, пленник» и было заимствовано из тюркского языка. В данном значении Кощей упоминается в качестве метафоры в “Слове о полку Игореве”, в эпизоде, где князь Игорь , попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево». Отголоски этой легенды можно встретить и в сказках, где персонаж Кощей зачастую является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Да и появляется он в русских народных сказках только начиная с XVIII века.

Постепенно образ Кощея кардинально изменился – в сказках он представал уже весьма многоликим: то в облике Царя, то могущественного чародея, который похищал прекрасных дев. В сказке «Иван Быкович» Кощей упоминается как отец Чуд-юд, муж Змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. В сказке «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня») персонаж предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим, подобно Бабе-Яге, в избушке на курьих ножках. В “Сказке о царе Берендее” Жуковского Кощей уже имеет клешни, а его глаза похожи на изумруды.

Появляется он из колодца и требует у пьющего Берендея, чтобы царь отдал то, чего в своём доме не знает. Правда, в данном сюжете эквивалентом Кощея может быть Царь-Медведь или Морской Царь из сказки “Морской Царь и Василиса Премудрая” из сборника Афанасьева. Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду. Но зачастую Кощей Бессмертный в сказках показан слабым от обезвоживания. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, он разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья могущественной Марьи Моревны, персонажа из одноимённой сказки. Также Кощей является весьма могущественным чародеем:

  • в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство;
  • в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;
  • в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;
  • в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, отказавшуюся выйти за него замуж, надевая на неё лягушачью кожу

В ряде сказок именно Баба-Яга выступает врагом Кощея, когда после испытания Ивана царевича сообщает ему о способе убийства этого антагониста. Но есть и такие сюжеты, где оба отрицательных персонажа действуют сообща. Но почему Кощея назвали Бессмертным? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Так как я в это время был еще мальчиком, то интересовался, почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» мне отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти».

Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит! Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: “Ну, так будьте же без жизни и без смерти!” И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что “Смерти нет! Она убита Богом!” Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать позже — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь. Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

На Руси чрезмерных долгожителей подозревали в причастности к колдовству, считалось, что они «заживают» (то есть отнимают) чужой век. Самым правильным считалось умереть в свое время, в окружении большой семьи. Бессмертие же никого не прельщало. К чему оно, если люди, обладающие бессмертной душой, продолжают бесконечное существование в новом, более счастливом мире, Синей Сварге, стране в небесах, где живут наши предки?

Надо сказать также о том, что образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. В первую очередь это относится к Александру Фомичу Вельтману (1800—1870) — не только чрезвычайно плодовитому литератору, основателю жанра русской научной фантастики, но еще и историку, фольклористу, директору Оружейной палаты, академику. Он, сын шведского посланника, стал истинным знатоком и любителем русской старины, что отразилось, в частности, в его романе «Кощей Бессмертный», написанном в 1833 году.

Морской офицер и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) написал в 1902 году оперу «Кощей бессмертный». Ну и, конечно же, надо вспомнить удивительные фильмы-сказки, поставленные Александром Артуровичем Роу (1906—1973). Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл замечательный русский актер театра и кино Георгий Францевич Милляр (1903—1993):

Легенда о похищении Кощеем Мары

Марена – жена Дажьбога, которой Кощей уделял особое внимание по причине своей сильной влюбленности. Однажды он решил украсть у Бога Солнца его молодую жену, поскольку ее ослепительная красота не давала ему покоя. Супруг Марены не смирился с этим и поставил себе цель непременно отыскать свою возлюбленную. Поиски длились очень долго, на пути постоянно были препятствия в виде сильных морозов. Всю зиму он боролся с вьюгами и метелями, которые с каждым разом становились все сильнее, а тропы тонули в огромном количестве снега. Все это стало для него большим препятствием, и впоследствии он отказался от дальнейших поисков.

Кощей и Марена – счастливая супружеская пара. В супружеском союзе у Марены и Кощея родились дети: Морок (бог иллюзий, обмана, заблуждений), Мор (бог холода и болезней), Мста (богиня войны и разрушений) и Обида (ее сестра-близнец), Карна (богиня скорби), Желя (богиня похорон и реинкарнации). Также у Мары было 13 дочерей-демониц, но лихоманки – это не дочери в прямом смысле, а ее энергетические порождения.

Легенда о Чернобоге

Чернобок – брат близнец Белобога, который является светлым божеством и отвечает за мирное существование на земле. Чернобог же в свою очередь считается источником всего злого на земле, однако раньше все было совершенно иначе.

Согласно преданиям славянских волхвов, создатель мира послал на землю Чернобога, чтобы он поддерживал правильный баланс между добром и злом. Таким образом, темное божество должно было уничтожать все то, чего не должно было быть в мире людей, тем самым оказывая противостояние своему родному брату Белобогу.

Образ у Чернобога неоднозначный. К данному божеству люди относятся со страхом и опасением. Однако одновременно с этим к нему относятся и с большим почтением, так как он помогал многим светлым богам защищать землю и людей от нечистой силы. Кроме того, он сдерживает свою своенравную супругу Морену, которая практически не поддается контролю.

Легенды о Чернобоге

Славянские легенды говорят о двойственном характере бога. Чернобог и его брат-близнец, порожденные на свет Родом, были дружны и не стремились к тьме. Однако Рол решил отправить Чернобога в Навь, чтобы он разрушал то, что создают люди. С тех пор и повелось, что его брат Белобог помогает людям в создании нового, а Чернобог все разрушает, чем помогает человечеству развиваться дальше. О том, что задумал Род, известно немного, и это Чернобог, Белобог, Сварог, Велес и Бог Трех Миров.

За всю историю существования славянской мифологии был описан только один случай, когда между двумя богами – Чернобогом и Богом Прави разгорелась война. Чернобог организовал свое наступление таким образом, чтобы не навредить миру Яви, темное войско потерпело неудачу, война была проиграна. Чернобог стал править миром Нави. Он не только управляет мощными силами разрушения, но и следит за тем, чтобы мир Нави был надежно защищен другими мирами от Хаоса.

Женой Чернобога является могущественная Морена – богиня Зимы, Смерти. В славянской мифологии часто описывается, как Чернобог помогает другим богам останавливать свою жену, которая пытается разрушить мир Яви либо стать его владыкой.

Обязательные для заполнения поля помечены знаком .

Чернобог (Кощей Бессмертный) в славянской мифологии

Стоит отметить, что, по древним преданиям, у Чернобога было четверо сыновей, один из которых – Кощей Бессмертный. Однако есть экспертное мнение, что всего его сыновья являлись ипостасями самого Чернобога и не являлись ему настоящими сыновьями.

Кощей Бессмертный – Повелитель Подземного мира и Царства мертвых являлся одним из перевоплощений Чернобога. Он вызывал жуткий страх у наших Предков, поскольку ассоциировался с горестями, смертью, болезнями. Да, Кощей имел власть и управление над мертвыми душами, однако он не отбирал жизни и не нес смерти. При этом древние славяне верили, что он мог наслать много горя, бед и несчастий на человека, навсегда закрыв ему путь к нормальной и полноценной жизни.

В преданиях Кощей представляется очень худым, высоким стариком крайне болезненного вида. У него были впалые щеки, иссиня-черные губы и мутные глаза, наполненные злобой. Дополнением к этому ужасающему образу были серебристые усы и пакля длинных спутанных волос.

Из народных сказок нам известно, что смерть Кощея Бессмертного очень далеко сокрыта, поэтому и убить его никто не может. Заключена она в яйце, а яйцо это в утке, а утка – в зайце. Хранится его смерть в железном сундуке, спрятанном на острове Буяне.

Традиции, связанные с Днем похищений

С любым славянским праздником связано много разных примет и поверий, поскольку наши Предки подмечали каждую мелочь, наблюдали за всеми явлениями и делали определенные прогнозы о погоде и собственном будущем.

В День похищений девушкам не принято было гулять в одиночестве, и это касалось не только ночного времени, но и светового дня. В древности считалось, что молодую особую, прогуливающуюся одной, путем обмана может похитить какая-нибудь нечисть.

Кроме того, в этот праздник женщины изготавливали своими руками защитные украшения-обереги, которые были призваны оберегать их от нападений и других несчастий. В этот день всегда стоял крепкий мороз и бушевали вьюги.

Мара и Кощей – Богиня Зимы и Повелитель мертвых душ

Мара (Марена, Морена, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – Царица Ночи, Богиня Смерти и грозное божество славян. Она является олицетворением болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного ее конца. Именно от ее имени возникли такие слова, как: «мор», «мрак», «смеркаться» и т.д. Древние славяне считали, что она живет в недрах северных скал, покрытых вечными снегами. Да, она всесильна, однако, по преданиям, каждую весну Светлые Боги надевают на нее оковы. Мара вместе с Кощеем заведуют навью и Подземным Миром. Она вечно скитается в снегах, но иногда выходит в явь, чтобы сотворить свое черное дело.

Кощей – младший сын Чернобога и Повелитель мертвых душ. Хотя те, кто досконально изучает славянскую мифологию, выдвигают гипотезу, что все четыре сына Чернобога – это ничто иное, как его же отдельные воплощения. Кощей повелевает Подземным Миром и мертвыми душами, которые в нем обитают. А потому не стоит путать его со смертью, поскольку он не отбирает души. При необходимости он может поднять целую рать из мертвецов, поэтому его часто называют славянским некромантом. Кощея также можно назвать и своего рода чернокнижником, поскольку он обладает неисчерпаемыми знаниями.

Традиции и обряды в День Чернобога (Кощея Бессмертного)

В некоторых источниках пишется, что в дни Темных Богов древние славяне совершали жертвоприношения, где жертвой были различные животные. Однако эксперты в области изучения славянской мифологии четко утверждают, что требы у наших Предков всегда были бескровными. Ни один праздник не сопровождался требами убиенных живых существ.

В этот день делались подношения в виде различных угощений, а также проводились различные очистительные ритуалы и обряды. Люди старались навести в жилище идеальный порядок и проводили уборку с заговоренной водой. Кроме этого, наши Предки в этот день долгое время проводили в молитвах, вспоминали свои грехи и глубоко раскаивались в них. Так, они считали, что смогут избавиться от существующих жизненных проблем, да и разрушительная сила Чернобога обойдет их стороной. В этот день не начинали никаких новых дел, не проводили свадеб и других торжественных мероприятий.

Волхвы и жрецы проводили свои особенные ритуалы, в которых они выказывали прошение Кощею Бессмертному, чтобы он наделил их мощной силой.

Древние славяне считали, что, несмотря на всю злобность и скверность Чернобога (Кощея Бессмертного), он был справедлив и наказывал только тех, кто этого действительно заслуживал. Тем, кто на самом деле глубоко раскаивается за какие-либо свои поступки, он никогда не вредил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *