По сообщению «Повести временных лет» от 980 года, князь Владимир I Святославич
Общеславянские богиПравить
- Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество.
- Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «Старому богу».
- Вилы — женские водные духи, сходные с русалками.
- Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием
- Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе.
- Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.
- Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой.
- Судженицы — существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении.
АтрибутыПравить
Константин VII Багрянородный (сер. X века) оставил описание ритуала, связанного с дубом, производившегося на острове Хортица, на пути из варяг в греки. В данном случае речь идёт о варягах:
Свидетельствуют о культе дубов и данные археологии. Б. А. Рыбаков пишет:
Амулеты-«топорики» двух типов
- Васильев М. А. Особенности формирования и развития восточнославянского язычества. Часть 6 // Международный исторический журнал «Махаон». 2000. № 10.
- Кшиштоф Томаш Витчак Из исследований праславянской религии. 1: новгородское Ръглъ и ведийский Rudra // Этимология. 1991—1993. М., 1994. С. 23-31.
- Иранские боги в киевском пантеоне
- Изображение мифического животного симурга (симаргла) на сбруйной бляшке и ременном распределителе золотоордынского периода.
Функции божестваПравить
По Рыбакову — изображение Симаргла (браслет XII—XIII веков)
В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута. Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков:
Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами.
Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров вообще игнорируют эту версию:
Переплут (рус.-ст.‑слав. , от русского плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) — восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от Peru (Перун). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам.
Боги западных славянПравить
Идол балтийских славян (о. Волин)
Боги балтийских славян
- Повесть временных лет. Дата обращения: 6 июня 2009.
- ↑ 1 2 3 4
- ↑ 1 2 3 4 A.A., Ишутин Восточнославянские боги и их имена. Дата обращения: 6 апреля 2009. Архивировано из оригинала 24 июня 2009 года.
- ↑ 1 2 3 4 Мадлевская., Елена. Русская мифология. — Эксмо, 2237.
- А.А. Ишутин. Восточнославянские боги и их имена
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М.: Наука, 1987. — С. 444.
- Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян. Хорс. Симаргл. Дата обращения: 6 апреля 2009. Архивировано из оригинала 10 ноября 2011 года.
- Site by Annexare.com. Semargl — Official Site. www.semargl.com.ua. Дата обращения: 14 апреля 2016.
- . music.yandex.ru. Дата обращения: 27 мая 2021. Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года.
Боги восточных славянПравить
- Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества.
- Сирин, Алконост, Гамаюн — мифические птицы древнерусских книжных произведений, заимствованы из античной традиции.
В современной культуреПравить
- В серии книг «Ирка Хортица — суперведьма!» Симаргл представлен как отец главной героини.
- В фэнтези-романе Владимира Клименко «Калинов мост» — крылатый пёс, сражается на стороне Света.
ТаблицаПравить
О культе Громовержца у славян в VI веке писал византийский историк Прокопий Кесарийский:
— Прокопий Кесарийский. 14 // О постройках.. — М. : Арктос, 1996. — Кн. VII : Война с готами..
Первый русский письменный источник с упоминанием Перуна — «Повесть временных лет» начала XII века, в которой встречаются клятвы Перуном в текстах договоров Руси с Византией, заключённых после русских походов на Византию в X веке.
Фрагмент договора 907 года:
Фрагмент договора 944 года:
Далее описывается, как при заключении договора русь-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Ниже сказано:
Присяга Игоря и его мужей-язычников на холме перед фигурой Перуна, а христиан — у церкви святого Илии. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими людьми-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули:
Фрагмент договора 971 года:
Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвигнутый по его повелению идол Перуна в окружении бесов. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
Перун упоминается в летописном рассказе о так называемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:
В рамках этой «языческой реформы» идол Перуна был установлен также в Новгороде дядей Владимира, Добрыней:
В связи с решением князя крестить Русь, и в Киеве, и в Новгороде идолы Перуна были свержены и «изгнаны». В Новгороде это произошло так:
С проводами Перуна связаны также два «анекдота», встречающиеся в летописных вставках. Один из них рассказывает о «пидьблянине» — жителе новгородского села Пидьба:
Рано утром пришёл пидьблянин на реку, собираясь везти в город горшки. В это время к берегу подплыл идол Перуна, и пидьблянин оттолкнул его шестом, говоря: «Ты, Перушице, досыта пил и ел, а теперь же плыви прочь», и уплыло со свету нечестивое.
вошёл бес в (идол) Перуна и начал кричать: «О горе мне! Достался немилостивым сим рукам!». И скинули его в Волхов. Он же, проплывая под большим мостом, бросил палицу на мост и сказал: «На этом да поминают меня новгородцы». Безумные дерутся ею и ныне, творя утеху бесам.
О связи Перуна с «заложными», неупокоенными умершими свидетельствует и книжная легенда из «Сказания о Словене и Русе» (XVII век):
Таким образом, Перун в произведениях древнерусских книжников превращается в демона, поверженного в момент крещения Руси, поскольку пафос церковных поучений был направлен против языческих пережитков.
Упоминания за пределами Руси
В текстах таких средневековых немецких хронистов, как Гельмольд, Конрад Бато, Саксон Грамматик при описании земель балтийских славян упоминаются боги Прове (ему поклонялись в дубовой роще), Проно и Поренут, имена которых иногда сравнивают с именем Перуна.
Такие авторы, как Адольф Петер Затурецкий («Словацкие пословицы и поговорки»), Ян Колер, Сретен Петрович («Сербская мифология») приводят массу словацких народных поговорок и заклятий, в которых фигурирует Перун. Например: «Хочешь попасть к Перуну?», «На кой Перун это тебе?», «Перун в тебя попал!», «Перун тебя побрал!», «Перун тебя побей!», «Перунова стрела», «Перунова стена», «Перунов гром», «Перунов блеск», «Перунов путь», «Перуново вино», «Если ты Перун, громыхающий Перун, — покажи свои зубы!», «Бог Перун в облаках!» и т. д.
В Червенском районе Минской области Белоруссии есть деревня Перунов Мост.