Карнавал, праздник которого языческий

Существует две версии происхождения Масленицы – языческая и христианская. Имеет смысл рассмотреть обе.

В чем смысл и цель

Они состоят в подготовке к Посту:

  • тела – через некоторое (но не сверх разумной меры!), говоря словами Устава, «утешение» на трапезе;
  • души – через общение с близкими, родными, когда христианин дарит им радость; и, конечно, стоит по возможности уделить время и посещению храма, ведь в богослужениях этого времени – веяние грядущей «весны духовной».

Почему Масленицу назвали масленицей

Именование этого недельного праздника – народное, а не церковное, и происходит от слова «масло». Это указывает на то, что в эти дни разрешено как растительное масло, так и сливочное – как, впрочем, и другие молочные продукты, яйца, рыба.

Карнавал, праздник которого языческий

Иногда Масленицу также называют «Широкая», хотя, говоря строго, это именование исторически носили только четыре дня этой седмицы, с четверга по субботу.

Масленица – праздник восточных славян. Он существует на протяжении долгих веков и начинает историю с языческих времен. Идет он в течение недели перед Великим постом, проводится весело и задорно, с большими народными гуляниями, символизируя окончание зимы и приход весны. За это время появилась масса традиций и обычаев, а блины стали его главным символом.

Что такое Масленица?

Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной, сохраняет черты элементов славянской мифологии, которая сформировалась до крещения Руси. Он длится одну календарную неделю. После него наступает Великий пост, до которого от начала торжеств ровно 56 дней. Тем веселее и с большим воодушевлением отмечается этот семидневный отрезок.

Почему так называется?

Празднование Масленицы на Руси

Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Ровно по завершении Прощеного воскресенья начнется семинедельный Великий пост, а семидневка перед ним получила название Масленица. Но впрочем оно не всегда было таковым. Раньше праздник именовался Комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя.

Интересное видео о Масленице

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как раньше называлась Масленица?

«Ком», то есть медведь, просыпался в это время, и люди хотели задобрить отошедшего от зимнего сна зверя. Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство – источник здоровья и силы. Поэтому благословенный праздник назывался Комоедицей.

Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался «комАм», то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить.

Знаменитые картины и музыкальные произведения

Самые известные картины русских художников на эту тему –

  • Бориса Кустодиева (1916 г.); художник великолепно передал атмосферу и зимы, и праздника – на переднем плане картины изображено катание на лошадях, любимая забава праздника, а вдали – городская площадь, там собрался народ у балагана, может быть, на представление; над всем же этим – окрашенное розовыми тонами небо и летящие птицы: природа как бы тоже встречает Масленицу;
  • Василия Сурикова; это, может быть, самая «динамичная» картина, посвященная Масленице; она называется «Взятие снежного городка» (1891 г.), на ней – традиционная игра этих дней; на ней видна увлеченность игрой, азарт, энергия – как оно и было в реальной жизни.

Ну а самое известное музыкальное произведение принадлежит, конечно, П.И.Чайковскому, автору фортепианной пьесы из цикла «Времена года», которая так и названа: «Февраль. Масленица».

Мудрый царь Соломон писал за много столетий до Рождества Христа:

Что ж, пришло время, мудро установленное Церковью для того, чтобы набраться сил телесных перед началом Великого Поста, утешить и близких – веселым и ласковым словом, загладить обиды, испросить прощения. А впереди – долгая дорога к Пасхе.

  • Сплошная подготовительная седмица к Великому посту – Сырная, после недели (воскресного дня) о Страшном суде: что в храме
  • 4 недели и 3 седмицы: подготовка к Великому посту у православных христиан
  • Все 7 недель седмиц Великого поста с названиями и пояснениями: Главное о богослужениях

В каких странах празднуют Масленицу?

Празднование «жирного вторника»

Конечно, максимально приближенно к России ее празднуют в республиках и странах бывшего СССР. Но на этом география замечательного торжества не заканчивается. В Шотландии в эти дни пекут постные лепешки. А в Польше празднуют «жирный четверг».

В Чехии мужчины мажут лица сажей, дабы быть неузнанными. За каждым из них едет привязанное полено, которое они ловко вешают на шею девушкам, и снимать его нельзя. Во Франции Масленица приходится на «жирный вторник», во время которого едят блины.

В Англии не только хозяйки удивляют прекрасными блинами, но и бегают наперегонки с раскаленными сковородками. Обычай берет свое начало с 17 века. В Бельгии и Голландии проводится трехдневный карнавал, а главное блюдо – мучные изделия со вкуснейшим шпиком. В Греции, в убранстве улиц, в масленичные дни широко используют венки, а во многих киосках продают деревянные жезлы, символизирующие торжество.

Как праздновать православным

Вот какой совет дает игумен Петр (Еремеев):

«Масленица – это замечательная неделя. Каждый христианин должен сам для себя решить, насколько он может участвовать в масленичных увеселениях, насколько они актуальны в данный момент для его духовной жизни.

Общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице – это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи».

Заговенье на пост

Так помечен календарем Церкви последний день Масленицы, когда последний раз благословляется скоромная пища (кроме мяса, которого уже нет на трапезе).

Как провести масленицу с детьми?

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Масленица в советскую эпоху

Когда произошла революция, а потом случилась гражданская война, о Масленице вовсе не вспоминали. Людям банально было не до вкусных и ароматных блинов. Потом попытались заменить этот многовековой праздник на антирелигиозный.

Интересный факт: в 1923 году «Известия» призывали убрать старую Масленицу, разгульную и шумную, а праздновать новую, красную, которая поможет народу культурно развлекаться и пропагандировать социалистический быт.

Но народ в новом ключе развлекаться не захотел, и «красный день календаря» исчез из него к середине 20-х годов прошлого столетия. Вспомнили о Масленице уже в 60-е годы, а поскольку все-таки корни праздника уходят не в христианство, а в язычество, то решили, что он будет не религиозным, а советским.

Назвали торжество «Проводы русской зимы», сократили его программу с недели до одного дня, вывели в парки и на улицы массовиков-затейников. Часть атрибутов настоящей Масленицы оставили, в частности, сожжение чучела было признано идеологически выдержанным действом. До него были концерты, торговля дефицитными товарами, торжественная часть, которая была присуща советскому времени. Максимально пытались разорвать связь праздника с религией, но народ как просил прощения в этот день, так и отвечал в ответ: «Бог простит».

Масленица и Пасха

Современные исследователи народных традиций все чаще обращают внимание на то, что 7 дней Масленицы соотносимы с таким же количеством недель следующей за ней «Святой Четыредесятницы». Происходящее на Масленицу и многие наши предки переосмысливали христиански, например:

  • смотрины невест, семейные встречи – как бы воспоминание о райском состоянии человека, ведь и Божие повеление – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» – дано было Адаму и Еве до, а не после грехопадения;
  • сожжение чучела, как считали многие, тоже может рассматриваться в христианском контексте, как отказ от «ветхого человека», начало новой жизни.

Этнографы приводят, например, высказывание представителей полуязыческой финно-угорской народности сето (район Пскова и Новгорода), которые, не раз видевшие масленичные действа, полагали, что «русские жгут костры – они свои грехи сжигают».

К тому же «чисто языческое» содержание праздника, конечно, не вяжется с тем, что делали наши предки в последний день «масляны». Готовясь к Четыредесятнице, они:

  • мылись в бане;
  • прибирали дом;
  • уничтожали остатки скоромной пищи, даже – выжигали их, держа на огне котлы и сковороды.

Праздничный период по дням

Масленица делилась на две части:

  • «Узкая», или первые три дня седмицы; народ уже праздновал, но еще не в полную силу, например, параллельно занимался хозяйственными работами.
  • С четверга все дела, кроме праздничных, прекращались – начиналась «широкая» Масленица.

День, когда печет блины свекровь

Кроме того, каждый из дней «масляны», как ее называли крестьяне, имел свою символику и требовал определенных действий:

  • Понедельник – проходила «встреча» Масленицы; в это время заканчивали последние приготовления, например, достраивали горы для катания; тогда же начинали печь блины – при этом первый отдавали нищим, чтобы помолились о усопших; родные начинали ходить друг другу в гости: свекр и свекровь отправляли невестку в гости к родителям, а вечером понедельника и сами навещали сватов.
  • Вторник назывался «заигрыши»; проходили смотрины девушек на выданьи, сговаривались о будущем браке; свадьбу сыграют уже после Пасхи, ведь на Масленичной неделе венчания уже возбраняются;
  • Третий день, среда, называется «Лакомка»; зять должен был навестить тещу, которая угощала его блинами, показывая тем свое расположение; в ее дом приходили и другие родные.
  • Четверг – «Разгуляй»; с этого момента народ оставлял любые работы; начинались развлечения: катания на лошадях, с ледовых гор – на санках, кулачные бои; но главным событием дня был штурм специально по такому случаю построенного снежного городка, молодецкая «забава»; не обходилось также без языческих традиций – например, многие жгли костры и «для очищения» прыгали через огонь.
  • Пятница именовалась «тёщиными вечерками»: теперь теща посещала зятя, а ее дочь – пекла блины; и в этом случае, как и в среду, за столом снова чаще всего собиралась вся семья.
  • Суббота считалась «золовкиными посиделками», когда жена особо приглашала молодых родственниц со стороны супруга.
  • Ну а завершало Масленицу «Прощенное Воскресенье», также называвшееся «Целовальником», «Прощенным днем», «Сыропустником»; то был последний день перед началом Великого Поста; это – «проводы Масленицы».

Масленица языческая

Ряд отечественных исследователей считают, что Масленица уходит своими корнями в языческие времена. Праздник был связан с днем весеннего равноденствия, 21 марта, который был началом нового года по солнечному календарю. Празднование календарно было тесно связано с началом земледельческих работ, и длилось две недели – неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после. На Масленицу воздавались особые почести Ярилу – божеству весеннего солнца и плодородия, которое приходило на смену зимнему солнцу Коляде.

В связи с началом сезона земледелия также задабривали «скотьего бога» Велеса. Велес, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом – медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение. Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу «первый блин комом», указывая последнее слово как «комам», то есть «медведям». Однако, более правдоподобной выглядит иная версия происхождения данной пословицы – «первый блин кому», т.е. покойнику. Это обусловлено тем, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших.

Но стоит обратиться к источникам. Сохранилось всего одно достоверное письменное свидетельство о Комоедице в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал ее в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Частичная перепечатка статьи Нечаева этнографом Шейном впоследствии сделала популярной версию о Комоедице как о предшественнице Масленицы. Обратимся к тексту оригинальной статьи. Первое, что обращает на себя внимание – дата празднования. Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю. Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. А. Рыбаков в своих исследованиях считал, что название комоедица происходит из того же индоевропейского корня, что и древнегреческое κωμῳδία «комедия». Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. С. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях.

Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» – инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. «Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований.

Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. В языческом понимании оно символизировало собой Морену – богиню бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу.

С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что традиция печь на масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Предполагалось, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер.

Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда – посещение кладбищ, всегда – обильные трапезы, часто включавшие блины. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего.

По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху – браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей.

С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования (21 марта) выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу – последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую (с понедельника по среду) и широкую (с четверга по воскресенье) Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования.

Языческая или православная?

Бытуют разные мнения о том, чем Масленица являлась исторически:

  • согласно одной из распространенных точек зрения, это древний славянский, праздник, пришедший к нам из языческой культуры – «новогодье», «встреча зимы с весной», а блин – один из основных атрибутов праздника – был символом солнца; ряд этнографов еще в XIX в. полагали, что после принятия христианства это празднование, неуместное во время Великого Поста, который всегда приходится на март, когда 21 числа месяца – весеннее равноденствие, было вытеснено на несколько недель раньше;
  • другие историки полагают, что Масленица – изначально славянский праздник бога Велеса, который покровительствовал домашнему скоту; а блины предназначались в жертву ему, для чего их было принято раскладывать на пнях в лесу, для медведей, которые могли считаться олицетворением Велеса;
  • третьи обращают внимание на то, что в эти дни также принято было поминать предков, да и тот же блин – еда поминальная;
  • наконец, в празднике, каким он был в традиционной культуре русских крестьян, прослеживается еще и элемент семейных традиций – родственники ходили друг другу в гости, а еще – проходили «смотрины» будущих невест, планировались свадьбы.

Чему посвящена Масленица сейчас?

У христиан – подготовке к Великому Посту. При этом большинство современных пастырей не отвергают ее увеселений, если мера их разумна, более того, советуют пообщаться с родными, друзьями.

Карнавал, праздник которого языческий

Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) с друзьями

Вот что говорит, например, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов):

Таково ныне христианское осмысление этих семи дней.

Карнавал, праздник которого языческий

Семейное застолье в Российской империи

Что же представляет собой реальная традиция празднования?

Как называлась масленица до Крещения Руси

Точное название этих дней письменными источниками не отражено. Есть версия, что ее могли называть Комоедицей, однако, ряд историков считают, что это – локальный праздник Белоруссии, не имевший распространения в других славянских землях.

Русский праздник

Благодаря советской традиции «проводов русской зимы» об этом обычае сожжении женского соломенного чучела, которое так и называется – «Масленица» – знает практически каждый.

Карнавал, праздник которого языческий

Чучело на Масленицу

В реальной народной традиции чучело не всегда было женским. В некоторых губерниях это был сделанный из соломы конь, в других местах – живая корова, но в лаптях, которую водили по деревне всю Масленицу, а затем лапти сжигали (разумеется, корова – кормилица крестьянина, оставалась жива).

А вот в Белоруссии делали соломенное чучело «деда», которое буквально клали в гроб и даже оплакивали все дни Масленицы, после чего – сжигали. О том, какова изначальная символика сожжения чучела, у историков единого мнения нет. Одни говорят, что это – символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие – что оно символизировало зиму.

Масленица – языческий или православный праздник?

Изображение бога Ярило, который символизирует собой Солнце

Часть традиций праздника идет от языческих обычаев древнеславянских народов. Он изначально символизировал весеннее равноденствие, когда ночь становилась короче, а день длиннее. Обычно этот момент выпадал на 20-21 марта, и бог Ярило, символизирующий Солнце, начинал растапливать сугробы.

Но после Крещения Руси какое-то время церковь не принимала эти обряды, хотя и не запрещала их. Лишь уже ближе к XVII веку Масленицу сократили до 7 дней (раньше празднования шли 14 суток). Православная церковь изначально не включила ее в святцы, но поскольку в Библии есть упоминание Сырной недели и Прощеного воскресенья, впоследствии они органично вошли в недельное празднование. Масленицу приурочили к Великому посту, перенеся примерно на две недели назад. Так этот праздник стал православным, сохранив и языческие черты.

Современность

Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленицы коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название – проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране.

Что делать православному на Масленицу?

Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица – подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома. Конечно же, стоит приложить усилия, чтобы попасть в храм на Чин прощения в Прощеное воскресение.

Стоит воздержаться от мясной пищи на Сырной седмице. Этим ограничением Церковь предлагает своим верным чадам подготовить свой организм к наступлению Великого поста, в первые дни которого, согласно уставу, не вкушается никакой пищи. Но седмица – сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет. Отягощение себя излишней пищей в эти дни чревато проблемами со здоровьем в результате резкого перехода на великопостный устав. Если и праздновать Масленицу, то умеренно, без обжорства, не забывая о подготовке к Великому посту. Традиция кушать блины никак не нарушает устава Сырной седмицы. Разгульное веселье в течение недели нынче вряд ли доступно среднестатистическому городскому или сельскому жителю. В нем и нет необходимости. Сходить в гости на блины или пригласить в гости близких – дело хорошее. Тем более, что впереди самый строгий и самый длинный пост в году.

протоиерей Дионисий Свечников

Проводы Масленицы

Это апофеоз и кульминация праздника. В некоторых губерниях в масленичную упряжку, которая везла чучело Зимы в места его сожжения, запрягались сотни лошадей. В разгоревшийся огромный костер бросали поминальную пищу. В ряде мест страны чучело не жгли, а хоронили, а иногда кавалькада лошадей, везших его к месту сожжения, имитировала похоронную процессию с ряженым попом и плакальщиками.

Проводы заканчиваются сжиганием чучела

А прощались с Масленицей уже в понедельник, когда начинался Великий пост. Его называли «чистым», поскольку все ходили в баню, а женщины до блеска драили посуду, освобождая ее от остатков и малейших следов пищи. Вот так начинали очищаться от греха.

Что можно и чего нельзя делать на масленицу?

Карнавал, праздник которого языческий

Забавы и особенности Масленицы

Карнавал, праздник которого языческий

Карнавал, праздник которого языческий

Карнавал, праздник которого языческий

Карнавал, праздник которого языческий

В праздник нельзя есть мясо и продукты, сделанные из него. Это своеобразная подготовка к Великому посту, который последует за масленичной неделей. Зато можно:

  • есть блины и другие продукты, например, рыбу и сыр;
  • участвовать в кулачных боях;
  • кататься на санях и взбираться на столб за призом;
  • купаться в проруби;
  • жечь чучело Зимы.

Тот, кто радоваться в Масленицу не будет, рискует прожить следующий год тускло и уныло.

Масленичная неделя

Считалось, что прожить дни, в которые идет Масленица, надо так, чтобы потом не было мучительно больно от упущенного времени. У каждого из них есть свое предназначение.

Понедельник

Это день встречи праздника, когда из соломы делали чучело надоевшей Зимы, а затем везли его на санях. Потом ставили будущий центр притяжения празднеств Масленицы на горе, чтобы вернуться к нему в воскресенье и сжечь. В понедельник было принято кататься на санях с гор.

Вторник

Во время Масленицы люди специально наряжаются и раздают лакомства участникам праздника

По-другому он назывался «заигрыш». Везде появлялись многочисленные ряженые, на улицах устраивались представления скоморохов, кукольные театры с любимым героем Петрушкой развлекали людей. На санях весело катались по улицам, принято было ходить по домам родственников, друзей и знакомых, где устраивались концерты с участием самодеятельных артистов, от чего становилось еще радостнее. Именно во вторник наибольшей популярностью пользовались медвежьи забавы. Дрессированные звери показывали трюки.

Среда

Среду можно было назвать днем чревоугодия, когда самые разнообразные блины подавались везде: на улицах и в домах. А еще к ним шли различные напитки, везде торговали пряниками, орехами, а также разливали душистый чай из самоваров.

Четверг

Разгуляй – так назывался день, который знаменовался хороводами, песнопениями, играми в снежки. Не все забавы были безобидны, именно в четверг шли ожесточенные кулачные бои «стенка на стенку».

Пятница

Пятница именовалась «тещиным вечерком». В среду приходили к родителям, а к концу недели уже мама жены вместе с мужем направлялись в семью зятя. Правда теща должна была предварительно все прислать для готовки – половник, сковороду, таганок и прочие аксессуары, а тесть отправлял мешок муки, баклажку масла. Если в пятничный день почтенные родители не приглашались в дом зятя, это приводило к резкому ухудшению отношений. Поэтому зазывали тещу еще с утра при помощи друзей или детей.

Если семейства недавно породнились, то на масленичную неделю обязательно планировались два визита – свой и родственников со стороны жены или мужа. А еще часто приезжали в пятничный день к тем, кто участвовал в недавних свадебных торжествах, причем делали это на красивых расписных санях.

Суббота

По-другому день называется «золовкины посиделки», и означал он, что невестки приглашали золовок. Еще в субботу традиционно поминали почивших родственников, и вот здесь сакральный смысл блинов был как нельзя кстати.

Воскресенье

Это венец праздника. Этот день также называется «прощеным», поскольку по христианскому обычаю люди извиняются друг перед другом, прежде всего перед близкими людьми. В этот день наступала пора вернуться к чучелу Зимы, водруженному на гору, и торжественно сжечь его. А еще в костер принято бросать остатки блинов и прочих угощений. Детям при этом говорили, что вся вкусная еда сгорела, и теперь придется обойтись без нее, ведь наступает Великий пост.

Масленица христианская.

Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту.

Масленица отождествляется с Сырной седмицей (мясопустом) – последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба.

Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених (). О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедльный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже – Сырной седмицы.

Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул (XIV век) в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав.

Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем сочинении «О святых постах» пишет об особенностях «предпостной» седмицы – в это время не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа.

В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям.

Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.

Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна – с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный.

Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица. Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица – это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах.

Стоит немного остановиться на карнавале. Слово саrnevalе происходит от позднелатинского саrnе (мясо) + vale (прощай). Это прямой отсыл к мясопусту. Основной  мотив карнавала – изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М.М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала – это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала – профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты.

Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями.

Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» (Быт3:19). Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» (). Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь – солому, веники, старые вещи и т.д. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости.

Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника.  Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. в дипломатической переписке Ивана Грозного. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках.

Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства».

Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий (1647 год) упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи».

Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. и начале 14 в., Гальковский пишет: «Конечно, люди, молившиеся Перуну, Хорсу, Мокоши, клавшие требу роду и рожаницам, были плохими христианами, так как не знали христианства, хотя и были крещены. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование».

Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Тем не менее исторические памятники XVI—ХVІІ в.в. отмечают чисто языческие черты в жизни народа. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Приняв в ХV—ХVІ в. христианство, они еще долгое время были христианами только по имени, так как продолжали еще служить своим старым божествам. Вот их то и обличали митрополит Симон (прямо называет новопросвещенными), и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». И далее: «В половине ХVІІ века (1649 г.) среди русского населения Сибири существовали языческие обычаи: в навечерии Рождества Христова, Васильева дня и Богоявления Господня кликали коледу, Таусен и плуту».

Таким образом, вплоть до середины 18 в. наблюдаются проявления язычества в разных областях и борьба с ними церковных иерархов. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия (Комоедица, о которой было сказано выше). Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную (воскресение перед началом Сырной седмицы) и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную (Прощеное воскресение) как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху.

Пословицы и поговорки про Масленицу

  • Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост.
  • Не по все дни свадьба, не всегда коту Масленица.
  • Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай.
  • Масленица объедуха, деньгам приберуха.

А вот какие песни пели колядовщики, с четверга обходившие дома:

Уж как шли ребята колядовщики,

Виноград, красно зелёная моя!

Колядовщики, все фабричники,

Мы искали двора господина своего,

Господинов двор на семи верстах,

На семи верстах, осьми столбах.

Посреди двора, посреди широка,

Стоят три терема,

Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,

Во втором терему часты звёздочки,

Сам хозяин в дому, господин в терему,

Хозяйка в дому, госпожа в высоком,

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.

Накормил, напоил, со двора пустил,

  • Дионисий Свечников, протоиерей. Масленица.
  • Крапчунов Д. Е. Проблема соотношения христианского и языческого в восприятии русской традиционной культуры на примере масленичной обрядности // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2015. Вып. 3 (5). С. 117-127.

Отдых перед Весной. Видеоколонка протоиерея Алексия Уминского

  • Письменные источники не упоминают о Масленице в России до XVI в., когда описание традиции впервые появляется в записках побывавших в Москве дипломатов и путешественников.
  • Есть мнение, что выражение «первый блин комом» связано с названием белорусского праздника встречи весны – Комоедицы, истоки которого – языческие. «Комом» называли медведя, которому, как символу бога Велеса, жертвовали блины.
  • В 1920-е гг. советские власти пытались устроить «красную Масленицу», без «религиозного дурмана». Но через несколько лет стало ясно, что этот «праздник» не прижился.
  • С 1960-х стала возникать новая «масленичная традиция» под названием «Проводы русской зимы». С использованием элементов традиции Масленицы были разработаны типовые сценарии этого праздника, включавшие, например, сожжение чучела, состязания, угощение блинами. Они стали использоваться по всей стране.

История праздника – как появилась Масленица?

Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота. Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю. Также праздник стал еще более веселым и радостным.

Интересный факт: Петр Первый ездил по улицам нового столичного града на запряженном лошадьми корабле. Елизавета Петровна, его дочь, съедала на Масленицу по две дюжины блинов. А Екатерина Вторая устраивала массовые костюмированные шествия, в которых принимало участие по 200-400 человек. Так что размах празднования был велик.

Гулять на славу на Руси в этот праздник продолжали, и сегодня традиция продолжает жить. А еще с XIX века появилась традиция кулачных боев. Она пошла от языческих верований о связи Масленицы и будущего урожая. По легенде, сила участников противостояний переходила к пшенице. В хороводах участвовали только статные парни, и это способствовало по поверью росту льна. А бражничанье в данный период времени увеличивало приплод скотины. Так что это праздник, в котором тесно сплелись многие народные русские верования.

Символы Масленицы и народные традиции сегодня

Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего? Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Согласно опросу, проводившемуся ВЦИОМ в 2020 г.:

  • около половины жителей страны собирались участвовать в народных гуляниях;
  • 68% намерены были принимать гостей и сами посещать родных и друзей;
  • наконец, 88% точно собирались печь блины, причем около 60% россиян собирались это делать 2-5 раз, 15% – даже каждый день.

Почему пекут блины

Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас – потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом.

Карнавал, праздник которого языческий

Почему на Масленицу пекут блины

Игры на Масленицу

Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»:

«Сковорода»

Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду». Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя.

«Блинная» эстафета

Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определенную дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трех раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз».

Традиции и обычаи

Хороводы вокруг чучела – одна из забав праздника

За многовековое существование Масленица приобрела многие традиции и обычаи. Само по себе её празднование, проводящееся за 56 дней до Пасхи и длящееся неделю, является устоявшимся обычаем. Также очень четок и расписан по дням масленичный порядок действий – от встречи в понедельник с изготовлением и водружением на возвышенность чучела Зимы, до его символического сожжения в воскресенье.

А вот традиций на Масленицу очень много:

  • поедание румяных блинов;
  • катание с гор и на санях;
  • кулачные бои;
  • медвежьи забавы;
  • представления и шутейные концерты.

Все, что наполняет веселый и шумный праздник, отмечаемый по многовековому обычаю, и является следованием устоявшимся за долгие годы традициям.

Еще про Тора:  Раскраска славянские боги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *