Кощей образ происхождение

История главного злодея русских сказок

Кощей образ происхождение

Кощей – главный злодей русских сказок. Хотя бы поэтому мы должны опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.

Кощей образ происхождение

Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko?tlar» (заклинатель) и в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее).

Кто такой Кощей?

Кощей образ происхождение

Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.

Кощей образ происхождение

В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном.

Неуспешный дамский угодник

Кощей образ происхождение

Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Кощей образ происхождение

Правда, был единственный случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.

Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер.

Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея.

Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.

Как убить Кощея

Кощей образ происхождение

В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.

Христианская трактовка Кощея

Кощей образ происхождение

Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка – человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.”

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.

В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

Наталья Кротова. «Как убить Кощея бессмертного?»

В эпоху Киевской Руси появились былины — значительно позднее, чем зародились сказки. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. В былине «Иван Годинович» герой прямо называет Кощея «поганым татарином». Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба. А его смерть уже была связана не с магическим ритуалом, а с вполне прозаическим случаем:

И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди,

А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб,

От сыра дуба стрелочка отскакивала,

Становилася Кощею во белы груди:

От своих рук Кощею и смерть пришла.

Автор статьи Екатерина Гудкова

“Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых. В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий. От него, видимо, произошло современное слово «кость». Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной. Его изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. Его задача в сказке – убить героя. В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать. Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку- сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея». Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву. Победить Кощея может только герой, которому помогают волшебные силы природы.” Проза.ру из лекций для иностранных студентов.

В общем, если разобрать, что Кощей, что Баба Яга, оба жертвы времени и несправедливого отношения, но тем не менее любимые нами, что уж поделать, ведь без них русские сказки и не только русские были бы не такими интересными, да и не было бы их.

Автор статьи: Психолог, Терапевт ЭОТ

От автора: Данная статья – очередное обращение к символике в русской сказке. Наибольшее внимание уделяется широко распространенному персонажу русских сказок Кощею Бессмертному и ответу на вопросы: Кто такой Кощей Бессмертный? Почему он так тщательно скрывает свою смерть и превращает Василису Прекрасную / Елену премудрую в лягушку и чинит препятствия Ивану-Царевичу на пути освобождения невесты из кощеева плена.

Еще про Тора:  Медальоны амулеты символы и подвески амулеты

А. С. Пушкин

Знакомьтесь! Кощей Бессмертный!

Кощей образ происхождение

Итак, о чем говорит сказка? Что мы знаем о Кощее Бессмертном?

Во-первых, он Кощей.

Кощей, согласно одной из версий происходит от слова «кость» и подразумевает субтильное сложение персонажа сказки. Существует мнение, что «кощей» происходит от древнерусского «отрок, мальчик, пленник, раб» или от «касть», что значит мерзость, гадость и т. п.

В тюркском похожее по звучанию слово  переводится как стоянка.

Итак, перед нами худощавый (возможно, неуверенный в себе) молодой человек сначала, а потом стареющий, но находящийся в состоянии стагнации в плане психологического развития мужчина.

Что еще мы знаем о Кощее?

Ах, ну конечно, само имя его говорит нам, что он Бессмертный.

Из сказки известно также, что живет Кощей в тридевятом царстве среди скал и холода.

Тема льда и холода напоминает нам о Снежной Королеве и это не случайно.

Кроме того, из сказочного сюжета хорошо известно, что Кощей обладает таким качеством как жадность. Лучше всего это выразил А. С. Пушкин в предисловии к «Руслану и Людмиле».

В общем, вечная жизнь и богатство вот два «кита» на которых строит свою жизнь Коша.

И самое главное! Кощей таки смертен, но очень дорожит иглой, на конце которой «смерть Кощеева» и запаковывает ее в несколько оболочек.

Попробуем, опираясь на символы сказки проследить жизненный путь Кощея.

Скорее всего, мальчик рос не в достатке и потому тема «злата» стала для него значимой.

Мы помним, что данный персонаж предпочитает жизненное пространство вдали от людей в скалах и холоде и очень их опасается, но в качестве защиты использует устрашающие маску и поведение.

Можно предположить, что перед нами маленький (напоминаю, мы сейчас исследуем детство Кощея) Нарцисс, которому мама не перечит и исполняет его волю. Вместе с тем, любовь к холоду и одиночеству намекают нам, что мать ощущалась как холодная и отстраненная (Снежная Королева).

Тема власти впоследствии становится для Кощея третьим китом, на которого он опирается.

Итак, нарциссическая травма на лицо.

И судя по страху перед людьми, социализация не пройдена.

И конечно, Кощей буквально трясется над своей иглой, а чем игла не фаллос, тем более окончание сказки о Царевне-лягушке (о ней позже) на это намекает.

Т. о. Кощеево детство, скорее всего, проходило без отца и эдипальный период благополучно пройден не был (страх кастрации становится страхом смерти и желанием жить вечно). И тревога за иглу стала спутницей Кощея по жизни.

Юность время, когда человек учится выстраивать отношения с противоположным полом.

Зрелость и старость Кощея:

В общем, про жену нам ничего не известно, но сюжеты сказок о Кощее (самая известная «Царевна-Лягушка») сообщают, что у Кощея есть дочь, которая «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась» и батюшка-Кощей ни много ни мало настаивает на том, чтобы она вышла за него замуж.

Кощей образ происхождение

Очень хорошо иллюстрирует эту ситуацию эпизод из старого советского мультфильма о царевне-лягушке.

Кощей похищает Василису Прекрасную и соблазняет, предлагая ей замужество, на что та смеется и подставляет ему зеркало со словами «да ты на себя посмотри!».

Кощей зеркало Василисы разбивает и подводит ее к своему, глядя в которое, она превращается в лягушку, которую любвеобильный папаша отсылает в болото, где позже ее и находит Иван-Царевич.

Чем закончилась сказка о царевне-лягушке всем известно – победой над Кощеем и свадьбой Василисы и Ивана.

Но уделим еще немного времени «бессмертному» персонажу.

По отношению к Василисе Кощей – эдипальный отец. Любое «посягательство» на дочь сопровождается ее превращением в лягушку или в кусок золота как в мультфильме.

Кощей далек от человеческих ценностей и не способен устанавливать теплые отношения, возможен только лишь договор (например, с бабой Ягой) и ни в коем случае не может допустить, чтобы дочь обрела личное счастье. Каждая попытка сопровождается унижением до земноводного, обесцениванием, как красоты, так и интеллекта

В контексте психоанализа лягушачья кожа – симптом, по которому можно установить инцестуальные отношения отца-Кощея к дочери-Василисе и кожа лягушки и проклятье и защита одновременно.

Разбитое зеркало Василисы может символизировать «разбитое женское», то, что Василиса получила от матери (хотя о ней в сказке ничего не говорится, вероятнее всего она тоже девушка из числа похищенных), т. е. женственность. Так, подрастающая девушка, очарованная в детстве отцом, перейдя в пубертатный период, может сказать отцу-Кощею неприятную для него правду и ее женственность будет обесценена / искалечена зеркалом, т. е. глазами отца.

В роли Ивана-Царевича может оказаться как реальный жених девушки, так и ее мужской позитивный интроект и тогда бессознательное станет полем битвы между отцовским-кощеевским интроектом и позитивным интроектом-Иваном. Так же в этой роли может оказаться и реальный сын эдипального отца, мужественность которого будет подвергаться испытаниям.

Кощей образ происхождение

Сказка заканчивается важным событием – символической кастрацией Кощея, т. о. «вечный юноша», властвующий в психическом пространстве дочери / сына, погибает, получая не пройденный урок отца.

В детстве родительские фигуры становятся для ребенка зеркалами, и если родитель сам застрял, то он переносит свои сексуальные и враждебные импульсы на дочь и сына соответственно, и если выросшие дети не отвечают взаимностью, то обесцениваются или вовлекаются в игру, в которой им предлагают кривое зеркало, отражающее на самом деле страхи далекого от совершенства родителя, который так и не вырос в зрелого человека.

В реальных семьях подобное самим участникам отношений заметить сложно, ведь «вечные подростки» умелые манипуляторы, одурманивающие своих жертв мерцающим светом (см. газлайтинг). И таким не важно, жена это или дети, или родная и горячо любимая мать, ведь страх, что придет Иван-царевич и сломает кончик иглы, стирает всякую мораль.

Кстати, именно из-за кастрационной тревоги упаковывают такие Кощеи свои иглы очень надежно. Говорят, если хочешь что-то надежно спрятать, спрячь туда, где искать никто не станет. Да, кощеева игла укутана не в одну оболочку, и всем известные:  дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, в коем игла не что иное, как символы, связанные с рождением ребенка. Яйцо – символ жизни, зарождения мира, т. е. символ дитя, а в нем игла, несущая кощею смерть.

Кощей образ происхождение

Игла – сперматозоид, яйцо – яйцеклетка им оплодотворенная, но на конце иглы – ген кощеевой смерти.

Если мальчик вырос без отца или без замещающих его фигур, отверг его в своем сознании, то в генах и бессознательном эта отвергнутая часть продолжает вести свою игру, напоминая о себе даже через поколения.

Кощей образ происхождение

Древнейшая на земле богиня, прародительница рода человеческого и всего мира, древнее которой нет ни в одной мифологии мира, – Баба-Яга. Но есть в русских сказках и ее верный спутник и исполнитель ее повелений КощейКащей. По мотивам этих сказок Кощею за его преданность Бабе-Яге приходится жертвовать своим бессмертием и жизнью. Будучи Бессмертным, он бессмертия в итоге лишается. Какой же мировоззренческий смысл заложен в этот его важнейший атрибут?

Очевидно, сказочный сюжет служения Бабе-Яге является отголоском самого архаичного сюжета человечества – матриархата. Причиной воплощения матриархата было естественное разделение труда и обязанностей. Мужчина был добытчиком и защитником, обладателем божественного импульса продолжения рода. Главной функцией недоступной и необъяснимой для мужчины – была детородная способность женщины. Эту способность она могла получить только от богов. Значит, была причастна к божественному происхождению самого мира. И богиней и являлась!

Так или иначе, мужские функции по охране и заботе о женщине в период созревания ее плода, отразились и в истории Кощея. По сути, изначальный Кощей предстает хранителем космического яйца. В русской мифологии это яйцо носит утка, которая вместе с зайцем находятся в сундуке. А сундук под дубом, на острове среди море-океана.

И если Великая Богиня обитает на Мировом древе, то заветное яйцо под его корнями и зарыто. Так что, в русской сказке она, принимая образ утки, оберегает священное яйцо. Заметим, что архаичный образ Кощея еще не изобилует присущими ему в поздних сказочных интерпретациях многочисленными отрицательными свойствами злого гения.

В сказках, приближенных к современности явно проглядывает демоническая природа Кощея Бессмертного, где он считается источником всякого зла. И охраняя при этом свои несметные богатства, он не прочь также умыкнуть какую-нибудь красавицу. И в этом главная коллизия – его постоянно тянет к девицам красавицам, одной из которых оказалась невеста Ивана

Чем же так отвратителен Кощей? Интуитивно каждый чувствует, что как-то оно связано с костями, а значит, с голым скелетом. Так ли это?

У В. Даля читаем:

«Кащей, вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною».

Еще про Тора:  Славянский символ война

Но это уже поздняя интерпретация имени. В сказках, к тому же, за Кощеем наклонностей киллера не наблюдается. Но известно, что он, несмотря на свой устрашающе нарисованный мифологией образ и имя, оказывается стороной страдающей от насилия. И каждый раз какой-нибудь герой под обобщенным именем Иван пытается уничтожить его, для этого прибегая к ухищрениям по поиску утки, яйца и, наконец, иголки, в которой заключена жизнь ненавистного Кощея.

И вот на этот момент сказочного сюжета нужно взглянуть с мировоззренческой точки зрения. Что же сближает Кощея с Бабой-Ягой, которая олицетворяла первопредкам русам Великую богиню, Деву-птицу, снесшую первичное мировое ядро?

Напомним, что это самое архаичное понимание русами начала начал легло в основу космогоний будущих народов мира. А сближает его с нею то (и архаичные космогонии указывают на это), что в нём заключено неумирающее жизненное начало, тот самый божественный импульс, отраженный в имени «Бессмертный». И это начало отражалось в его оплодотворяющей силе, заключенной в пресловутой игле.

Очевидно, изначально Кощеева игла – иносказательно символизировала детородный орган. Отсюда и неуемная страсть к молодым девушкам. В этом плане сказочные Змеи Горынычи, уволакивающие девушек явно были прообразами самого Кощея.

Было бы нелогично, если бы изначально Кощей не обладал способностью летать. Уже позже это отразилось в его змеиной ипостаси – Змее Горыныче. Да и Баба-Яга Костяная нога также сближается со змеем даже самим своим именем Аги (змей) у индоариев.

Стало быть, вещая сказочная старуха, заправляющая вихрями и вьюгами в сказочной мифологии, изначально была божественной Девой-птицей, высиживающей мировое яйцо. Также и ее охранитель, стороживший совместный плод, Кощей, выполняет функции птицы-самца. И этот образ Кощея – хранителя космического яйца и защитника Великой богини возник в самых древних глубинах, видимо, еще палеолита.

Позже уже этот образ обрастал мифологическими деталями. В нижнелужицком языке, например, колдуна, чародея стали звать «костларь» (kostlař). А наше старинное русское «кощунствовать» или «кощуны творить» – совершать действия, приличные колдунам и дьяволу, или в областных говорах «костить» – страшно ругать, бранить – откуда это всё?! Автор Слова о полку Игореве половецкого хана Кончака обзывает поганым кощеем, намекая на костлявую фигуру последнего.

Очевидно, «костлявая» внешность сказочного КащеяКощея обросла костяными деталями только со временем.

Нельзя не заметить также, что в сказках, как отмечал Афанасьев, Кощей подобно «поедучим змеям, чует «запах русского духа», и в заговорах доныне произносится заклинание против Кощея-ядуна».

Какую же цель преследовал Иван? Он добивался того, чтобы отнять у этого «злодея» бессмертие, и переламыванием иглы (символа) по сути лишал его функции божества плодородия. И он своего добился! Больше Кощей не мог уже претендовать на юных девушек. В русских сказках добро всегда побеждало зло!

С чем еще можно связать происхождение слова «Кощей». Известно, например, что он может летать, как птица. А с какой птицей можно связать его имя? Здесь можно согласиться с исследователями, которые связывают это имя с петухом.

Все мы слышали, как в деревнях зовут домашних птиц: «ко-ко-ко!». Такие звуки издают сами петухи и куры. Яйцо также называют «коко» , курицу, наседку – «кокошь», петуха – кочетом. Все это родственные слова. Отсюда и Кочет – Кош – Кощей.

А ведь петух не самая обычная птица. Всякая нечисть на рассвете исчезает с пением петуха. Афанасьев отмечал, что у славян было поверье о том, что старый петух, который прожил три, пять, семь или девять лет, снесет маленькое яйцо. Из него может вывестись демоническое существо – «василиск», принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка или цыпленка. Оно исполняет желание хозяина, но через три года забирает его душу. Считали также, что петух загребает свое яйцо в навоз, и из него вылупляется демонический змей.

Впрочем, известно, что и птицы, и змеи вылупляются из яйца. Это перевоплощение в самом яйце – и дали древним предками основания видеть перевоплощении Кочета-Кошея в Змея-Горыныча.

Итак, уже позднейшая традиция сделала Кощея Злодеем и повелителем царства мертвых. Изначальной же его функцией была ипостась верховного бога плодородия. Лишил же его пьедестала более молодой герой Иван. Тем самым, развенчав Кощея в роли охранителя символического яйца жизни.

В какой мифологии мы видим аналогичное действие по принудительному лишению плодородной функции? Смотрим снова на Древнюю на Грецию. Там в роли Ивана выступает Кронос, который, пресекая неудержимую плодовитость своего отца Урана, оскопляет его. Это был тот самый бесконечно плодовитый Уран, отец-небо «греческой» мифологии, олицетворявший собой мужское начало. Это он оплодотворял «мать-землю» Гею.

«Древние» греки заимствовали имя Яга у автохтонов Пелопоннеса пеласгов (праславян) и переделали его в «Гею». У русов все функции будущей «греческой» Геи уже тысячелетиями выполняла Яга (Баба-Яга). Об этом смотрите: zen.yandex.ru/media/bonorus/ni-v-odnoi-mifologii-mira-ne-naiti-obraza-podobnogo-russkoi-babeiage-ili-drevnee-ee-6049eb8265a3ff1101ebf809 .

Кстати сказать, имя Уран, как и ряд имен других древнегреческих богов, перевода с греческого не имеет. Но его функции очень ярко и убедительно отражены в праславянских богах – Яр, Юр. И славянское понятие «Юр», трактуется как половой инстинкт, мужская половая сила и все, что с этим связано.

Безусловно, что самой ранней ипостасью первичной божественной плодовитости и был Кощей Бессмертный. Много позже, мигрируя вместе с племенами предков, образ его обрастал и новыми деталями, и получал разные имена – Яр, Юр, Ур-ан, Ярило.

Таким образом, ясно, что изначальная благонесущая функция Кощея состояла в его плодовитости и несла в себе атрибут божественного дара. Но прошли тысячелетия и, забыв об этом, люди наделили его злодейскими свойствами, посчитав его в новой мифологии абсолютным злом. Впрочем, вознести до небес, а затем низвести до уровня праха земного – это ли не в природе всякой человеческой общности?!

Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках. Афанасьев, например, считал, что Змей Горыныч и Кощей Бессмертный если не один и тот же, то, во всяком случае, взаимозаменяемый персонаж: «Как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает нередко под именем Кощея бессмертного. Значение того и другого в наших сказках совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей».

Но разве можно спутать живую мумию и дракона? Они ведь такие разные! Да и вообще, что за странное имя — Кощей? Что оно значит? Афанасьев считал, что оно происходит то ли от «кость», то ли от «кощуны» — колдовства. Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?..

Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью.

Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. М. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества (волхвов). Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного».

То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида.

Еще про Тора:  Символ рода в солнце значение оберега

Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея. Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен.

Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.

Хотя бессмертный демон стужи, конечно, — не медведь, не морж и даже не кит. Его обычным гарпуном не возьмешь, тут нужно нечто помощнее. Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.

И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей. Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец.

Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников.

Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее. И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть.

Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова (не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога), князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце.

И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была.

Но почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. «Старые люди» отвечали, что «ото ж бессмертники — цветы мертвых родичей, потому что они и при жизни как мертвые». Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта (граница), и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит! Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее. Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: «Ну, так будьте же без жизни и без смерти!» И цветы остались такими навсегда. А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что «Смерти нет! Она убита Богом!» Но так как смерть еще не перестала двигаться и еще людей умерщвляет, то цветы напоминают усопшим о жизни, а живым о смерти!»

Действительно, пришлось наблюдать — крестьяне держать бессмертники в доме не любили. Это были могильные цветы. К ним было отношение почти религиозное. Сорвав несколько таких цветов, я пришел домой с кладбища, куда собирались весной дети для игры, и хотел цветы ставить в воду, но прислуга, заметив их, отобрала и бросила в огонь.

Что ж, это, пожалуй, наилучшее объяснение бессмертия Кощея, которое уже и жизнь не в жизнь, а смерть недостижима; он так и застрял между этими двумя мирами и оставался там до тех пор, пока Иван-царевич не избавил его от вечной муки и не даровал блаженное забвение смерти.

На Руси чрезмерных долгожителей подозревали в причастности к колдовству, считалось, что они «заживают» (то есть отнимают) чужой век. Самым правильным считалось умереть в свое время, в окружении большой семьи. Бессмертие же никого не прельщало. К чему оно, если люди, обладающие бессмертной душой, продолжают бесконечное существование в новом, более счастливом мире, Синей Сварге, стране в небесах, где живут наши предки?

Надо сказать также о том, что образ Кощея очень интересовал русских писателей и композиторов. В первую очередь это относится к Александру Фомичу Вельтману (1800—1870) — не только чрезвычайно плодовитому литератору, основателю жанра русской научной фантастики, но еще и историку, фольклористу, директору Оружейной палаты, академику. Он, сын шведского посланника, стал истинным знатоком и любителем русской старины, что отразилось, в частности, в его романе «Кощей Бессмертный», написанном в 1833 году. Морской офицер и композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) написал в 1902 году оперу «Кощей бессмертный». Ну и, конечно же, надо вспомнить удивительные фильмы-сказки, поставленные Александром Артуровичем Роу (1906—1973). Роли Кощея Бессмертного и Бабы Яги в них сыграл замечательный русский актер театра и кино Георгий Францевич Милляр (1903—1993).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *