Славянские руны источник

Что такое славянские руны?

Существование у славян в дохристианский период письменности, а тем более рунического письма не считается доказанным, впрочем, нет и веских свидетельств в пользу ее отсутствия.

Количество доступных сегодня источников, по которым можно было бы судить о наличии или отсутствии рунического письма у древних славян, так невелико, что сделать окончательный вывод не представляется возможным.

Другие надписи вендским руническим письмом

Кроме прильвицких образцов (1) и мыкоржинских камней (2)
к венедскому письму относят также надписи, найденые в 19 веке:

  • на серебранной “монете” (Краковский медальон),
  • на погребальной урне из Кобеличей (Померания),
  • на скальских камнях (Чехия).

К  ним можно добавить надпись из 4 рун на гадательной кости
найденной уже в 20 веке в Полоцке (читается “гади” – (у)гадай).

Руны на краковском серебрянном медальоне

Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое врат,
со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей.
Двое ворот города открыты для всех приходящих;
третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз. Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному.

Географ Адам Бременский (ок. 1066 г) – Деяния священников Гамбургской церкви

Западнославянские руны, при их сравнении с другими алфавитами (особенно руноподобными), обнаруживают
наибольшее сходство с рунами германцев (особенно датскими) – сравните
(вендские руны, подчёркнутые красным – очень похожи, а синим – почти похожи):

А теперь отобразим детальное сравнение вендских знаков (в порядке
кириллицы) с германскими
рунами и руноподобными знаками других письменностей в виде таблицы:

Наблюдения и выводы:

  • Итак, всего известно 18 “вендские рун”.
  • Другие надёжные сходства по форме и звучанию – именно с азбукой Ульфилы (12/18≈67%) и глаголицей (6÷7 /18 ≈ 33÷38%).
    Налицо связь готской азбуки с рунами, а глаголицы – с ними обоими.
  • Рунические германские письменности:
    анг. – англо-саксонские руны, герм. (фут.) – классический общегерманский футарк,
    дат. – датские руны, шв. – шведские руны;
  • Другие алфавиты:
    арм. – армянский, гл. – глаголица, гот. – готская азбука Ульфилы,
    гр. – греческий, лат. – латинский, месс. – мессапский,
    орх. – орхонско-енисейское письмо, этр. – этрусский.
Еще про Тора:  Молитвы трех ангелов

Ресурсы по руноподобному письму вендов

Славянские руны источник

В  древностях Европейской России ныне известно лишь 36 предметов с нанесенными на них
степными руническими надписями VIII-XII веков.
По алфавитному членению 21 из них относится к донскому, а 12 — к кубанскому письму.
Обе рунические системы были первоначально свойственны Хазарскому каганату,
затем кубанский алфавит применялся в Волжской Болгарии.

Алфавитная принадлежность 3 надписей оставалась неясной, из-за их краткости.
Они были названы доно-кубанскими и обозначены индексом ДК.
Вполне понятно, что при столь ограниченном эпиграфическом материале любые дополнительные сведения о каждой надписи
представляют значительную ценность. (Игорь Кызласов)

В  Болгарии на скалах и Украине на черепках также найдены процарапанные рунические знаки, которые условно называют
“восточно-славянскими рунами”, хотя это могут быть и рунические надписи тюрков, либо более древних фракийцев или даже скифов.
Если же эта письменность принадлежит действительно славянам, то, возможно, она имеет независимое происхождение
от западно-славянского рунического письма, образовавшись на базе
фракийских
или древнетюркских рун.

К нерасшифрованным дохристианским надписям Руси относятся:

  • Надпись, воспроизведенная Ибн-эль-Недимом.
  • Надписи на алекановских урнах и тверских медных бляшках.
  • Надпись на крепостной стене Маяцкого городища (быв. Белая Вежа).
  • Надпись на ребре барана, найденная под Черниговым.
  • Знаки на дрогичинских пломбах.

Эти надписи могли быть выполнены на разных языках средневековых народов этих территорий:
алтайских (тюркских, аварском~монгольском?),
индоевропейских (древнерусском, балтском, аланском=древнеосетинском, готском),
финно-угорских (древневенгерском, волжско-финнских),
северо-кавказских (древнечеркесском, древненахском, дагестанских)
семитских (древнееврейском, арамейском, арабском),
и даже на древнеенисейском (если на нём разговаривала гуннская элита).

Разделы страницы о руноподобной письменности на территории древних восточных славян:

  • Свидетельства мусульманских путешественников
  • Рязанские надписи на урнах и тверские на бляшках
  • Надписи из Подонья (на камнях, кирпичах и баклажках)
  • Варианты расшифровки рун Восточной Европы
  • Исследование автором сайта “русских рун” Дона
  • Ресурсы по руноподобному письму русов

Ресурсы по руноподобному письму русов

Пока пусто. Ресурсы канули в вебархив.

Славянские руны источник

Славянские руны источник

Арабскими путешественниками и черноризцем Храбром упоминалось употребление у славян “черт и рез”.
В Восточной Европе, в землях, где проживали славяне, были найдены надписи неизвестной природы,
предположительно ассоциированные с этими “чертами и резами”.

Такого же типа надписи были обнаружены на артефактах храма Ретры
на острове Руяне в Балтийском море, но там знаки несколько другие,
причем, в 19 веке без достаточных оснований объявленных подделками.

Оба эти типа письмен назвали “славянскими рунами” по их форме, схожей с германскими рунами.
Сходство это объясняется материалом – руны и “руны” вырезались на дереве или камне, процарапывались на керамике.
Нектороые дилетанты-романтики называют их обобщенно “славянской руницей” (хотя у славян вряд ли было такое название).
При этом восточноевропейские “черты и резы” называют восточно-славянскими рунами, а западноевропейские – западно-славянскими.
Те и другие имеют, скорее всего, различное происхождение.

Славянские руны источник

Как только появились первые сообщения о существовании письменности у вендов, они тотчас подверглись суровой критике.
И это правильно, ибо наука должна строиться только на совершенно проверенных положениях, иначе ей нельзя будет верить.
Но и сама критика бывает разной. Одно дело усомниться в верности интерпретации знака,
другое дело поставить под сомнение понимание всего текста, и, наконец,
третье – объявить фальсифицированным весь археологический памятник.
В первом случае исправление может внести сам эпиграфист, во втором случае придется обратиться к услугам его коллеги,
но в третьем случае положение оказывается отчаянным и даже безысходным.
Именно такая самая жуткая история и приключилась со «славянскими рунами».
(Чудинов В.А. Реабилитация славянских надписей)

Допуская, что славянские племена действительно использовали одно или несколько видов письма,
рассмотрим здесь виды рунических письменностей, которые некоторыми исследователями считаются славянскими:
западнославянские (на фигурках из храма Ретры) и восточнославянские руны (надписи на Дону и др.).

Часто в популярной литературе объединяют знаки разных надписей на славянских территориях в некую “руницу”.
Это стремление во что бы то ни стало показать наличие письменности у древних славян вызывает иронию.

  • Во-первых, предвзятость – не научный путь. Нужно выявлять истину, а не натягивать чебурашку на крокодила.
  • Во-вторых, и так ясно, что множество народов в Северной Евразии (от Монголии до Венгрии и Балтики, от Памира до Рязани и Кубани)
    пользовались как простыми (футарк),
    так и сложными (орхонским)
    системами письменных знаков, состоящих преимущественно из прямых черточек. И славяне среди них не должны быть исключением.
    И чем чаще эти знаки процарапывались на дереве, тем больше там было прямых черт (чаще вертикальных и косых).
  • В третьих, как степные народы на разных территориях пользовались различными неродственными, лишь частично (или формально) похожими письменностями,
    так и у славян от Балтийского до Средиземного и Черного морей могли быть в ходу совершенно различные по происхождению наборы таких “рун”.
    Причем, в этой графической стихии могли быть и искусственно созданные наборы знаков.
  • Аргументы о наличии древнеславянского письма
  • Ресурсы о руноподобных надписях у славян (на этой странице)
  • Книги о находках рунообразных текстов на землях славян

Западнославянские руны (венедские, вендские)

В настоящее время в результате археологических иследований были также найдены артефакты, на которых были особые письмена,
которым было присвоено название вендских рун или рун Ретры (по первоисточнику их обнаружения).
К ним относятся:

  • т.н. Микоржинские камни (Польша),
  • памятники, найденные на территории современной Литвы, Белоруссии и Смоленской области;

Славянские руны источник

Разделы страницы о руноподобной письменности древних славян:

  • Руны на прильвицких божках из храма Ретры
  • Руны на микоржинских камнях
  • Другие надписи вендским руническим письмом
  • Средневековые хроники о капищах Радегаста и надписях у славян
  • Поиск происхождения венедских рун для оценки их подлинности
  • Ресурсы по руноподобному письму вендов

Надписи из Подонья (на камнях, кирпичах и баклажках)

Аналогичные по происхождению и характеру знаки имеются также на баклажках, хранящихся в Новочеркасском музее
(надписи на Новочеркасской и Кривянской баклажках).

Надпись на Кривянской баклажке

Славянские руны источник

Надпись на Кривянской баклажке с ВОЗМОЖНЫМ разделением слов и/или слогов (слева).
Предполагается, что некоторая бОльшая удаленность между знаками, по сравнению со средней,
а также сдвиг по высоте этих подстрок косвенно указывает на словораздел.

Кстати, эта надпись отличается от предыдущих двух (новочеркасской и алекановской)
отсутствием кружочков, которые, возможно, и применялись там для словоразделов.

Надпись на Новочеркасской баклажке

Славянские руны источник

Надпись на Новочеркасской баклажке с ВОЗМОЖНЫМ разделением слов (слева).
Притягивают глаз кружочки, которые, возможно, и являются разделителями слов (помечены справа снизу синими штрихами),
Но, если рассматривать похожие подстроки (одна повторяется дважды), то можно установть по ней другие словоразделы
(красные черточки сверху).

Слитный знак, похожий на Nf, является, возможно, аббревиатурой. Он разделен в другом варианте линейной прорисовки надписи.
Кстати, там после второй “f” стоит точка слева от кружочка.
Если надпись выполнена на восточнославянском языке, то аббревиатурами могут быть сочетания “шт” и “жд”.
Если на любом из славянских языков, то это могут быть йотированные гласные типа “я”.
В этой версии точки могут передавать смягчение согласного или редуцированные гласные (“ь”, “ъ”) после согласного.
А, если на германском языке, то – оглушение или озвончение.

Подонские надписи на кирпичах и камнях городищ

Маяцкая крепость – памятник IX-X веков, времён Хазарского каганата.
Это одно из сооружений оборонительной линии на границе каганата и земель славян.
Ближайшее поселение к Маяцкой цитадели – Титчихинское городище, которое было крепостью славян.
Дальше по берегам Дона, Тихой Сосны, реки Воронеж археологи находят десятки славянских укрепленных городищ и открытых поселений.

Славянские руны источник

В июле 1978 года раскопки на территории Маяцкой цитадели проводила Советско-Болгаро-Венгерская экспедиция
под руководством доктора исторических наук Светланы Алексеевны Плетнёвой.
На одном из каменных блоков с рисунками оленей, на его длинном торце оказались начертаны
2 строки рунообразных символов (всего 78 знаков).
В Ленинграде, в Государственном Эрмитаже, прочитать надпись тогда не смогли. Лишь предположили, она сделана на тюркском.

На иллюстрации – надпись на крепостной стене Маяцкого городища (бывший Саркел, или Белая Вежа – столица Хазарии):

А это – полный список знаков (с вариантами-аллографами) со стены хазарской Маяцкой крепости:

Славянские руны источник

Строка 1: значки – ограничители (“знаки препинания”) или фонетические модификаторы или указатели типа вирамов.

Строка 2: аллографы, отличающиеся количеством черт – возможно, обозначения числительных.

Строка 3: С-образные знаки, их разновидности и комбинации (сигма-образные).

Строка 4: знаки на основе одной вертикальной черты (с различными перекладинами, подпорками и ответвлениями).
Первые 2 “столба” – 2 одинаковых знака из разных мест, просто по-разному наклоненных.
А четвертое и пятое “F”, возможно, – комбинации углового “C” и наклонного штриха в середине или внизу.

Строка 5: знаки на основе двух вертикальных или наклонных линий.
Четвёртый знак (второе “W”) может быть комбинацией из 2-х, но, скорее, всего, идентичен третьему.
Седьмой знак (“VI”) может тоже быть комбинированным, но, скорее всего, это 2 соседних знака (“V” и “I”).

Надпись на стене Цымлянской крепости

(Пока нет данных.)

Как и когда появились славянские руны?

Существует несколько гипотетических славянских рунических алфавитов.

Один из них – так называемые венедские, или вендские руны, которыми якобы пользовались славянские племена, заселившие не позднее середины I тысячелетия нашей эры южное побережье Балтийского моря между реками Лабой (ныне Эльбой) и Вислой. Скандинавы называли этих славян “виндами” или “венедами”.

Другой – “бояновы руны”, которыми в последней четверти IV века написан “Боянов гимн”, якобы сочиненный гусляром Бояном и впервые прозвучавший на тризне в честь победы славян над конунгом готов Германарехом. Эти руны, по утверждению сторонников теории, восходят к “пеласго-фракийской рунике” – письменности народов, населявших Грецию, часть Малой Азии и Причерноморья до возникновения Микенской цивилизации.

Есть и “велесица” (“велесовы руны” восточных славян) – ими на буковых дощечках в IX веке во время правления князя Рюрика в Новгороде, Владимире или ином месте жрецы бога Велеса якобы начертали “Велесову книгу” (“Книгу Велеса”) – собрание молитв, легенд и рассказов об истории славян с VII века до н.э. до IX века н.э. Рунический строй “велесицы” мог бы восходить к северовенедским, скандинавским рунам или другому источнику, а также представлять собой “протокириллицу”, однако большинство ученых сходятся во мнении, что “Велесова книга” – фальсификация XIX или XX века.

Наконец, исследователь В.А. Чудинов предполагает, что “руница”, существовавшая на Земле с нижнего палеолита, оказала влияние на формирование славянского алфавитного письма – кириллицы и глаголицы, а заодно и десяти других мировых систем письменности (в т.ч. на демотическое письмо Египта и китайскую иероглифическую письменность).

Подробнее обо всех указанных рунических строях читайте в библиотеке.

Руны на прильвицких божках из храма Ретры

Венедские (древнелужицкие) раритеты Восточной Германии вызвали в Германии бум,
особенно среди немцев, знавших свои славянские корни.
Потом кто-то “доказал”, что это “подделка” – и бум утих.

В самом деле, прильвицкие изваяния скорее похожи на позднеримские или эллинистические статуэтки.
Не было у славянских божков (если судить по болгарским и новгородским находкам)
римских доспехов, львиных голов, зубчатых корон и т.п.
Хотя, возможно, это были фигурки из разграбленного славянами митреума – святилища бога Митры римского гарнизона.
В то же время, имеются свидетельства современников о надписях на идолах из капища Радегаста.

Не скатываясь в ложный патриотизм, рассмотрим все же найденные тогда надписи, предположив, что это не подделка
(допустим, что это и есть те самые “черты и резы”, упоминавшиеся черноризцем Храбром).

Все прильвицкие находки (около 50 предметов, в т.ч. признанные сомнительными и поддельнымы)
хранились в музее венедской (славянской) культуры в Ней-Стрелице (Новая Стрелица) до 1945-го,
когда музей пострадал во время советского артобстрела немецкой группировки.
К счастью, это сообщение оказалось ложным – прильвицкие статуэтки экспонируются в музее
в Лужицкой Сербии (Восточная Германия).

Варианты расшифровки рун Восточной Европы

Доклад доктора филолог. наук О.А. Мудрака «Язык и тексты восточно-европейской руники»,
с которым он выступил в Институте востоковедения РАН, стал событием в среде археологов и лингвистов.
В докладе была представлена расшифровка и перевод рунических надписей памятников,
найденных на территории Восточной Европы – от Днепра и Кавказа до Поволжья.
Прочтение этих надписей привело к неожиданным заключениям относительно языка бытового и официального письма живших на этой территории народов.
Расшифровка выявила их близость к дигорскому варианту праосетинского языка и лишь отчасти — к нахским языкам.

Ресурсы о руноподобных надписях у славян

  • Славянский алфавит.
  • Руны славянские.

Рязанские надписи на урнах и тверские на бляшках

Наибольший интерес из восточнославянских “руниц” представляет так называемая “алекановская” надпись.
Она была нанесена на глиняный сосуд X – XI вв., а открыта в 1897 г. В. А. Городцовым
во время раскопок у с. Алеканово под Рязанью.
Надпись содержит 14 знаков, расположенных в строковой планировке.

Тверские надписи на горшках и бляхах

Некоторые из знаков, подобно алекановским, напоминают буквы
глаголицы.

Популярность славянских рун

Из славянских рун в магии и мантике чаще всего применяются именно венедские. Впрочем, они гораздо менее популярны, чем

Несмотря на то, что существование дохристианской славянской письменности остается под вопросом, венедские руны могут быть эффективным инструментом в предсказательной и магической работе за счет ощущения практиком сродства со “славянским эгрегором” и понимания дохристианских славянских архетипов.

Руны на микоржинских камнях

Славянские руны источник

Алфавит славянских рун

Славянские руны неспроста именуются алфавитом Богов, ведь это многовековая форма общения с ними и между ведающими детьми нашей земли русской, а историки и знатоки Русской Веды давно не спорят друг с другом на эту тему. Отрадно замечать, как ежедневно происходит возрождение Родовой Памяти, ведь Братья и Потомки питают не меньший интерес к языку общения своих Прародителей, чем к современным иностранным языкам.

Утверждаясь во времени, традиция изготовления оберегов с нанесением славянских рун охватывает новые поколения, которые ощущают глубокие значения защитных амулетов и их бесконечную силу. Cлавянские руны составляет часть емкого слова и изречения, заключая в себе смысловое толкование и живую энергию. Большинство из признанного на настоящее время алфавита из 18-ти основных славянских рун переводятся на буквы кириллицы, а Перун, Чернобог, Даждьбог и Леля доверили сильнейшим рунам свои имена.

Давайте признаемся сами себе, что мы чувствуем себя растерянными и боимся ошибиться в трактовке значения славянских рун, а уж тем более стараемся избегать самостоятельного объяснения целых вязей, нанесенных на амулеты и талисманы, и их действия.

Так как вы интересуетесь славянскими рунами, мы собрали для вас интересные сведения, и когда вы внимательно изучите материалы, вам откроются глубинные смыслы древнего алфавита, который насыщен Силой вневременного знания.

Аргументы о наличии древнеславянского письма

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия;
некотоpые из пpиводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к «pyнице»,
некотоpые оказались пpосто несостоятельными, но pяд доводов сохpаняет силy до сих поp.

Так, невозможно споpить со свидетельством Титмаpа, котоpый, описывая славянский хpам Ретpы, расположенный в землях лютичей,
yказывает на тот факт, что на идолах этого хpама были нанесены надписи, выполненные «особыми», негеpманскими pyнами.
Было бы совеpшенно абсypдно пpедполагать, что Титмаp, бyдyчи человеком обpазованным,
мог бы не yзнать стандаpтные младшие скандинавские pyны, если бы имена богов на идолах были бы начеpтаны ими.

Путешественник Массyди, описывая один из славянских хpамов, yпоминает некие высеченные на камнях знаки.
Ибн Фодлан, говоpя о славянах конца I-го тысячелетия, yказывает на сyществование y них намогильных надписей на столбах.
Ибн Эль Hедим говоpит о сyществовании славянского докиpиллического письма и даже пpиводит в своем тpактате
pисyнок одной надписи, выpезанной на кyсочке деpева (знаменитая Hедимовская надпись).

В чешской песне «Сyд Любyши», сохpанившейся в списке IX века, yпоминаются «дески пpавдодатне» —
законы, записанные на деpевянных досках некими письменами.

В целом, кеpамика чеpняховской кyльтypы дает весьма интеpесный, но слишком скyдный для осyществления дешифpовки матеpиал.
Так, чpезвычайно интеpесен славянский глиняный сосyд, обнаpyженный в 1967 годy пpи pаскопках y села Войсковое (на Днепpе).
Hа его повеpхность нанесена надпись, содеpжащая 12 позиций и использyющая 6 знаков.
Hадпись не поддается ни пеpеводy, ни пpочтению, несмотpя на то, что попытки дешифpовки были пpедпpиняты.
Однако, следует отметить опpеделенное сходство гpафики этой надписи с гpафикой pyнической.
Сходство есть, и не только сходство — половина знаков (тpи из шести) совпадают с pyнами
Фyтаpка (Скандинавия).
Это pyны Дагаз, Гебо и втоpостепенный ваpиант pyны Ингyз — pомб, поставленный на веpшинy.

Дpyгyю — более позднюю — гpyппy свидетельств пpименения славянами pyнического письма обpазyют памятники,
связываемые с венедами, балтийскими славянами.
Из этих памятников пpежде всего yкажем на так называемые Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше.

Еще одним — поистине yникальным — памятником «балтийской» славянской pyники являются надписи на кyльтовых пpедметах
из pазpyшенного в сеpедине XI века в ходе геpманского завоевания славянского хpама Радегаста в Ретpе.
( Источник – https://rusichi.info/109-runicheskaja-pismennost-slavjan.html )

Свидетельства мусульманских путешественников

Арабский путешественник Ибн-Фадлан, предпринявший в 921 году путешествие в Волжскую Болгарию,
рассказал о погребении знатного русского воина с надписью на памятнике имени этого воина и имени царя.

В сочинении арабского автора Х века Эль Массуди есть запись о пророчестве, начертанном на камне,
который он обнаружил в одном из «русских храмов».

Надпись ибн эль-Недима

Надпись, воспроизведённая ибн эль-Недимом.

Черниговская надпись на ребре барана

Славянские руны источник

Исследование автором сайта “русских рун” Дона

Сначала я увидел сходство рунообразных знаков Восточной Европы в надписях, найденных в рязанских и донских землях.
Кстати, по аналогии с западнославянскими “вендскими рунами”, которых называли также венедскими,
эти восточноевропейские “руны” с предположительно славянским языком можно называть не только “русскими”
(т.к. находки были на территории Киевской Руси, даже если сами русы первоначально говорили не по-славянски),
но и, уходя в глубь веков, – “антскими”.

Далее срвынивал их со знакми других письменных систем, к удивлению, найдя некоторые сходства с глаголическими знаками.
Увидев, что готский алфавит, составленный Ульфилой для готов-христиан, также содержит знаки готских рун,
понял, что в новых миссионерских письменностях для крестившихся народов можно найти остатки предыдущей письменности.

Внимательно сравнивая донские знаки со знаками других редких руноподобных надписей с близлежащих территорий,
с удивлением обнаружил, что большинство знаков с надписи на стене Маяцкого городища похожи на донские.
А перед этим заметил сходство маяцких знаков (которые называют также “хазарскими ровами”, т.е., рунами)
с “венгерскими рунами” (или ровами), которые, однако же, были распространены не у всего венгерского народа,
а у двух его субэтносов (секелов), продержавшись аж до XIX века. Раньше считалось, что эти “секейские ровы”
произошли от орхоно-енисейских (сибирских тюркских), но очень уж они разные, и теперь преобладает мнение,
что древнетюркское и древневенгерское письмо произошли независимо от какого-то общего источника.

Каталог “донских рун” в порядке их сходства

  • Аббревиатуры места находки и объекта с надписью:
    АН – алекановская надпись (Рязанская обл.);
    МГ – надпись на крепостной стене Маяцкого городища (др. Саркел);
    НН – надписи из Новочеркасскаого музея (КБ – кривянская баклажка; НБ – новочеркасская баклажка);
    ПН – подонские надписи на стенах;
    ТН – тверские надписи.
  • Позиции – номера позиций знаков на объектах, например, КБ (2, 4) – второй и четвёртый знаки на кривянской баклажке.
  • Акронимы основных сравниваемых письменностей:

    герм. (зап.) – германские / западные руны
    (анг. – англо-саксонские, внд. – вендские,
    гот. – готские, пкт. – пунктированные, фут. – классический футарк);

    сиб. (вост.) – сибирские / восточные руны
    (ал. – алано-булгарские, венг. – венгерские, исс. – иссыкские, орх. – орхоно-енисейские);

    старосл. – старославянские азбуки
    (гл. – глаголица,
    кир. – кириллица).

  • Сокращения для некоторых других письменностей:

    бал. – балканские (род. – родопские, сан. – сантии даков);

    гр. – греческая;

    иб. – иберийские;

    ит. – италийские
    (лат. – латинская, пиц. – пиценская, этр. – этрусская,..);

    лив. – ливийские;

    ма. – малоазийская/анатолийская
    (кар. – карийская,
    лид. – лидийская,
    лик. – ликийская,
    пис. – писидийская, сид. – сидетская,..);

    сем. – семитские
    (фнк. – финикийский,
    йем. – йеменский=южносемитский).

Наблюдения и замечания:

  • Судя по наличию пунктированного знака X3 – должен быть и непунктированный (как в парах C2-C3, X1-X2).
  • Возможно, точка слева от X5 – не значимая (т.е., X5=X4)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *