Жена велеса в славянской мифологии

У этого термина существуют и другие значения, см. Велес (значения).

Дети Велеса от земной женщины

Много времени провел Велес в мире Яви. Полюбились мудрому Богу люди, многому научился он у них. За время пребывания Велеса в Яви такая история случилась. Жил Велес в облике простого человека в избе с большой семьей: красавица-сестра да семь братьев. Приглянулась Велесу красавица-девица, и ей по нраву пришёлся умный да толковый гость.

Братская любовь пуще каменных стен. Как заметили семь братьев, что сестра с гостем друг дружкой любуются, быстро свадебку сыграли, после и детки родились. Две девочки да мальчик. Дети Велеса росли и стало уж заметно, что мальчик, Троян, стало быть, третий ребенок, особым умом, способностями к целительству, чародейству выделяется. Тем временем Бога Трех Миров призвал Род в Ирей, пришлось оставить Велесу жену. Дочки в мире Яви при матери остались. Сынка, Трояна, отдали в обучение Китоврасу, Богу Мудрости. А уж позже Троян сам стал Богом, но то другая история.

Жена велеса в славянской мифологии

Дети Велеса в мире Яви: две сестры и Троян, Бог Знахарства

В русских летописяхПравить

Мокошь упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества (исповедальных «худых номоканунцах»).

«Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» («Слово о мздоимании» по списку XVI века).

Рудименты культа в христианскую эпохуПравить

В украинских обрядах Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, ходившая по деревням, что называлось «водить Пятницу» по сёлам.

Пятница и культ Недели

Сербы считают, что святая Пятница — мать святой Недели. По представлениям гуцулов, «неділя — то Матка Божа» (ср. о.-слав, представления о Богородице, св. Параскеве Пятнице, св. Анастасии как покровительницах женщин и женских работ и сходные запреты, приуроченные к богородичным праздникам, пятнице и воскресенью).

Велес и Баба Яга

Сказывают, в то самое время, когда рассорился Велес с Перуном из-за внимания Богини Дивы-Додолы, встретил славянский Бог Мудрости свою любовь. Увидел Велес девушку-красавицу, с косами до пят, в наряде ярком с золотыми сапожками, пролетавшую по небу в какой-то коробчонке. Узнаете в описании Бабу Ягу у славян? Верно, была в те времена Баба Яга красавицей Ягиней. Да и после представала Баба Яга перед людьми часто в облике молодой красавицы, а вовсе не страшной старухи.

Полюбили Велес и Ягиня друг дружку, да многие испытания ждали их впереди. Не приняла невесту мать Велеса, задумала избавиться от неё. Велесу же пришлось в обмен на жизнь любимой в Навь уйти. Путешествие в Навь не простое, меняет не только душу человека, а даже и Бога. Об истории любви Велеса и его жены Ягини в книге северных сказок «Боги и Люди» прочесть можно.

Жена велеса в славянской мифологии

Баба Яга у славян – красавица Ягиня, жена Велеса

Баба Яга у славян была красива да мудра, детишек чародейству обучала, многие науки ведала. Жила Ягиня в тереме на перекрестке Трех Миров, как и Велес, дружбу с Богами Яви, Прави и Нави водила. Чем не жена Велесу, Мудрому и Хитрому славянскому Богу?

Согласно позднейшей топонимической легенде, от имени Волоса происходит название города Волосово, что нашло своё отражение в официальном гербе города.

Параллели в сравнительной мифологииПравить

Живут славянские Боги долго, гораздо дольше людей. За долгую жизнь многое случается. Потому история о детях Велеса не одна будет. Поведаем, как встретил Велес Богиню Диву-Додолу, мать Бога Ярило, какой была Баба Яга у славян, кто настоящая жена Велеса. В истории о Велесе, как в сказке, в тугой узелок всё завязано, одна ниточка за собой другую тянет.

Окончание сказа

Такие истории о детях Велеса мы собрали:

  • Ярило – сын Велеса и Богини Дивы-Додолы
  • Троян – сын Велеса и земной женщины
  • Сон, Бог сна у славян – сын Велеса и Морены

Жена Велеса, Ягиня, иными словами Баба Яга у славян, да может, и их детки, нам о том не ведомо.

Историями, что собираем мы, делимся в книгах издательства «Северная сказка». Нынче новая книга у нас вышла, надеемся, порадует она вас ранее неизвестными сказками!

ФункцииПравить

В договоре Руси с Византией 907 года Волос соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В иных источниках они также перечисляются в паре:

иже молѧть подъ ѡвиномъ. и ѡгневи. и виламъ и мокоши (і) симу. (і) руглу и перуну и волосу скотью б҃у. (і) роду и рожаницамъ (=—ѣ) и всѣмх тѣмъ иже суть имъ (=тѣмъ) подобии се же оучение намъ вписасѧ конець вѣкъ

— Выдержки из Киевского Синопсиса, О идолѣхъ Владимировыхъ

В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком»:

Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче

Именование Бояна «Велесовым внуком» в «Слове о полку Игореве», предположительно, отражает древнюю связь культа Велеса с обрядовыми песнями и поэзией.

В крестьянской культуре восточных славян «скотьим богом» называли также медвежью лапу, которую вешали в хлеву как амулет, оберегающий домашний скот.

  • Параскева Грязниха — славянский праздник, отмечаемый 14 (27) октября
  • Параскевы Льняницы — славянский праздник, отмечаемый 28 октября (10 ноября)
  • Берегиня

Аналогии с растениямиПравить

Встречали мы и миф, дескать, Макошь – жена Велеса. К сожалению, нынче история эта распространена. А ведь Макошь – одинокая Богиня, пряха судеб, вовсе не жена Велеса. Живёт Макошь отдельно от других Богов, прядет ниточки судеб, узелки событий важных на них завязывает. Своей же женской судьбы Макошь не имеет, некому для неё спрясть ниточку с историей любви.

Жена велеса в славянской мифологии

Макошь ошибочно считают женой Велеса

В неоязычествеПравить

Современный идол Велеса в Чехии

Реликты культа в христианскую эпохуПравить

Святой Власий с животными (русская икона, XV век)

История исследования и сравнительная мифологияПравить

Отмечаются, следующие значения пра-и.е. корня в имени божества:

Этимология имени и функцииПравить

  • Iedod Velnam mazo pirkstiņu, viņš tev paņems visu roku. «Дай чёрту палец, он и всю руку откусит»
  • Melns kā Velns. «Чёрный как чёрт»
  • Bīstas kā Velns no krusta. «Бежать, как чёрт от ладана» (букв. «Бояться, как чёрт креста»)
  • Velns nav tik melns, kā mālē. «Не так страшен чёрт, как его малюют»
  • Ko vels nezin, to babas zin. «Куда черт не поспеет, туда бабу пошлёт» (букв. «Что чёрт не знает — то баба знает»)

Велес и Богиня Дива-Додола

Богиня Дива-Додола, жена Перуна, что связывает её с Велесом? Сказывают, Велес да Перун встретили красавицу Диву-Додолу. Улыбнулась гордая Богиня Перуну, по нраву сильный да смелый Перун ей пришёлся, на Мудрого Велеса Додола и не посмотрела.

Хитрый всегда лазейку найдет, ум да хитрость силу обходят. Превратился Велес в чудесный белый цветок, растущий ровнехонько на пути Дивы-Додолы. Богиня Дива-Додола не устояла перед красотой цветка, прикоснулась к нему, понюхала белый ландыш, и сама не заметила, как погрузилась в сон. После родился у неё сын Ярило, Бог Ярой Страсти и Плодородия. Унаследовал от Велеса он мужскую силу, от матери, Богини Дивы-Додолы – любовь к расцвету природной жизни, к плодородию земли.

Жена велеса в славянской мифологии

Сын Велеса и Богини Дивы Додолы – Ярило

Жена Велеса – Богиня Морена?

Возможно, слышали вы, дескать, жена Велеса – Морена, Богиня Зимы и Смерти. О том историй мало ведаем. Сказывают только, что родился у Морены и Велеса Бог Сна, у славян и имя ему было Сон. Быть может, потому сны вырывают нас из обыденной жизни, позволяя прикоснуться к тайнам, которые ведает Велес, заглянуть в иные миры?

Жена велеса в славянской мифологии

Бог сна у славян считается сыном Велеса и Морены

СсылкиПравить

  • Велняс (Вельняс, Вяльнас, Велинас, Велнс)
  • Цитаты о Велнясе в латвийском фольклоре (латыш.)
    Adamovičs L. Senlatviešu reliģija vēlajā dzelzs laikmetā. R., 1937.Drīzule R. Dieva un Velna mitoloģiskie personificējumi latviešu folklorā // Pasaules skatījuma poētiskā atveide folklorā. R., 1988. — 71.lpp.Kokare E. Latviešu galvenie mitoloģiskie tēli folkloras atveidē. R., 1999Mitoloģijas enciklopēdija II. R., 1994. Latviešu buramie vārdi I. R., 1939.Straubergs K. Latviešu buramie vārdi II. R., 1941.Šmits P. Latviešu mītoloģija. R., 1926.Šmits P. Latviešu pasakas un teikas XIII sēj. R., 1937.
  • Drīzule R. Dieva un Velna mitoloģiskie personificējumi latviešu folklorā // Pasaules skatījuma poētiskā atveide folklorā. R., 1988. — 71.lpp.

ЛитератураПравить

  • Волос или Велес // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Волосатка, в русской демонологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Велес // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 287—288.
  • Волос // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 343.
  • Велес / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
  • Славянская мифология / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
  • Велес Архивная копия от 7 октября 2013 на Wayback Machine // Энциклопедия «Слова о полку Игореве».
  • Боги славян / Топоров В. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 210—211. — ISBN 5-7133-0704-2.

Исследования на русском языке

  • Бернштам Т. А. «Слово» об оппозиции Перун — Велес/Волос и скотьих богах Руси Архивная копия от 13 октября 2007 на Wayback Machine // Полярность в культуре (Альманах «Канун». Вып. 2). — СПб., 1996. С. 93-120.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Восточнославянское Veles(ъ)/Volos(ъ) и проблема реконструкции имени и атрибутов противника Бога Грозы // Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. — М.: Наука, 1974. — С. 31—74. — 344 с.
  • Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Велес // Мифы народов мира / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — . — .
  • Кузнецов А. В. Шексна — река Велеса. Вологда, 1999. 105 с.
  • Ловмянский Г. Религия славян и её упадок (VI—XII вв.) / пер. с польского М. В. Ковальковой. — СПб.: Академический проект, 2003. — 512 с. — ISBN 5-7331-0045-1.
  • Писаренко Ю. Г. Велес-Волос в язичницькому світогляді давньоï Русі. — Київ: Інститут археології НАН України, 1997. — 240 с.
  • Рабинович Р. А. Искушение «волошским орехом», или Балканские волохи и русские волхвы // Stratum-plus. 2000. № 5. С. 262—390.
  • Топоров В. Н. Ещё раз о Велесе-Волосе в контексте «основного» мифа // Балто-славянские языковые отношения в историческом и ареальном плане / ИСл РАН. — М.: Наука, 1983. — .
  • Успенский Б. А. Никола и Волос (Велес) // Филологические разыскания в области славянских древностей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 31—117. — 248 с. —

Исследования на английском языке

  • Gimbutas M. The Lithuanian god Velnias // Myth in Indo-European Antiquity / Ed. by Gerald J. Larson. — University of California Press, 1974. — P. 87—92. — ISBN 0520023781, 9780520023789. (англ.)
  • Jakobson R. The Slavic god Veles and his Indo-European cognates // Studi linguistici in onore di Vittore Pisani. — Torino, 1969. (англ.)
  • Jakobson R. The Slavic god Veles and his Indo-European cognates // Stephen Rudy, Linda R. Waugh Roman Jakobson: Selected Writings. Volume VII: Contributions to Comparative Mythology, 1972-1982. — Walter de Gruyter, 1985. — Vol. VII. — P. 33—48. — . (англ.)
  • Гайдуков A. B. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / отв. ред. . — СПб.: Норма, 1999. — . — .
  • Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества : дисс. к. филос. наук: 09.00.06 — философия религии. / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. — СПб., 2000. — 165 с.
  • Зализняк А. А. О «Велесовой книге» // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. — М.: Институт археологии РАН, 2011. — .
  • Неоязычество на просторах Евразии / Сост. сб. В. А. Шнирельман. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. — 177 с. — ISBN 5-89647-050-9.
  • Прокофьев А. В., Филатов С. Б., Славянское и скандинавское язычества. Викканство // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2006. — Т. 4. — С. 155—207. — 366 с. —  — ISBN 5-98704-057-4.
  • Что думают учёные о «Велесовой книге»: сб. ст / Рос. акад. наук, Институт рус. лит. (Пушк. Дом); Составитель А. А. Алексеев. — СПб.: Наука, 2004. — 238 с. — ISBN 5-02-027121-7. (Сборник статей Л. П. Жуковской, Б. А. Рыбакова, О. В. Творогова, А. А. Алексеева, И. Н. Данилевского, В. П. Козлова, ). (копия Архивная копия от 23 июня 2012 на Wayback Machine) Рецензия Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine на этот сборник статей в «Независимой газете»
  • Шнирельман В. А. Русское родноверие : неоязычество и национализм в современной России. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
  • Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
  • Белякова Г. С. // Славянская мифология. — М.: Просвещение, 1995. — 239 с. — ISBN 5-09-003831-7.
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — Т. II. — 308 с.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа // Балто-славянские исследования. 1982. — М.: Индрик, 1983. — . Архивировано 6 сентября 2013 года.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Наука, 1994. — 608 с. —  — ISBN 5-02-009585-0.
  • Успенский Б. А. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши // Филологические разыскания в области славянских древностей.
Еще про Тора:  Что такое руна феху и серебряные руны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *