Существовали ли на самом деле славянские руны?
Критические настроенные люди утверждают, что руническая письменность была выдумана. Причиной тому стал недостаток информации и ее разрозненность. Доподлинно не установлено, где и когда зародилась руница, как применялась, кто ей пользовался и т.д. Однако нашлись свидетельства, которые говорят в пользу существования славянского алфавита:
- Бытует мнение, что письменность на Руси появилась только с приходом христианства. Но в древних летописях неоднократно упоминаются письменные договора, заключенные, например, между славянами и византийцами. Это дает повод полагать, что не глаголица и кириллица находились у истоков славянской культуры.
- О высеченных знаках находятся упоминания в самых разных источниках, например, в записях епископа Титмара Мерзебургского, свидетельствах арабского историка Аль-Масуди, трудах ученого Ибн-Якуб-эль-Недима.
- Археологами были найдены писала – особые заостренные стержни для начертания рез и черт. Некоторые отмечены исключительно языческой символикой, например, солярными знаками. То есть они вообще не имели никакого отношения к христианству, поскольку относились к докрещенскому периоду истории Руси.
- Среди прочих находок стоит отметить горшок с «алекановской надписью», найденный на территории современной Рязанской области. Нанесенные знаки поразительно напоминают славянские руны. Трудности с расшифровкой возникали также при осмотре микоржинский камней, прильвицкой коллекции ритуальных предметов, камня из села Пневище.
Эти и многие другие факты указывают на то, что у наших предков все-таки была своя подлинная письменная система. В каком же виде она дошла до нас сегодня?
«Мы — дети Богов!» — говорят славяне.
Но какие Боги славян захотят быть твоим личным Покровителем?
Ты можешь узнать это, заполнив тест из двадцати вопросов.
Как использовать древние руны
В ходе изучения рунической магии становиться известно, что руны применяют в виде формул, в сочетании с другими знаками. Комбинируют руны в зависимости от их расшифровки и совместимости. Отзывы пользователей указывают, что славянские руны хороши и для гадания.
Наиболее популярно создание рунических вязей и ставов – переплетенных знаков между собой, используемых для привлечения удачи и материального блага, любви и расположения друзей, либо для защиты от негативной энергии.
История происхождения русской символики
Значение славянских рун тесно переплетено со скандинавским Старшим Футарком. У этих символов общее происхождение, имеющее тесную связь с германскими, романскими и альпийскими знаками письма. Основное влияние на письменность в древний период романо-германских народов оказали этруски, что отразилось на развитии культуры в деревнях восточных племен славян и кельтов. В результате появились символы, отдаленно напоминающие руницы.
С течением времени письмена модернизировались, развивались, а под верованием языческой культуры приобретали сакральный смысл. Это и способствовало появлению рунического письма. Древние предки верили, что тот, кто в совершенстве владеет руническим письмом, способен связаться с богами и повлиять на развитие судьбы конкретного народа. По этой причине древние славяне с почтением и страхом относились к шаманам, ведь они были проводниками в потусторонний мир.
Согласно археологическим ископаемым, этруски, венеды и славяне проводили простейшие ритуалы, связанные с рождением, погребением либо любым другим ритуальным действием. На месте раскопок обнаруживали дощечки с изображением руницы. Изначально славянские руны напоминали больше скандинавские, но со временем модернизировались в аутентичные знаки.
Пример – использование скандинавской руны Фрейра – Ингуз. Такие знаки, как Альгиз или Ансуз практически одномоментно появились в составе рунических письмен разных народов. Исключение – норвежские или шведские варианты письма, не использовавшиеся в обрядово-магических целях. Альгиз около 1000 лет не менял своего внешнего вида в рунических письменах. Даже существуют славянские изображения, датируемые 12 веком, где была нарисована эта руна.
Стоит отметить, что период с 10 по 16 век в развитии Руси является эпохой двоеверия. Около пятисот лет славянское язычество постепенно искоренялось, так как христианское верование было насильственно насаженным и многие жители Руси не хотели менять обычаи, традиции. До сих пор в современной культуре встречаются отголоски древнерусских верований среди современного народа.
https://youtube.com/watch?v=N9nNAkF1KRs%3Ffeature%3Doembed
Слово сказаний живых,Мощное, вечное слово,Светлый, кипучий родник,Кладезь богатства родного.Народное творчество
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор.
Исследование Славянский храма Ретры, указывает на тот факт, что на кумирах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, не германскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на кумирах были бы начертаны ими.
В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне – законы, записанные на деревянных досках некими письменами.
На существование у Славян рунического письма указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей Черняховской археологической культуре, однозначно связанной со Славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности.
Примером “Черняховского” Славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с. Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же Черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.
Так, чрезвычайно интересен Славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом – календарем. Однако, не существует, к сожалению ни одного Славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех – с другой, двух – с третьей, и оставшихся трех месяцев – с трех разных букв.
Другую – более позднюю – группу свидетельств применения Славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими Славянами. Из этих памятников, прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним – поистине уникальным – памятником “балтийской” Славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания Славянского храма Радегаста в Ретре. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.), описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:
После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полутысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.
Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении Славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии.
Славянское до “кириллическое” письмо в науке окрестили «Черы и резы». До конца официальной наукой данный вид письма не принят ввиду множества факторов. Разное начертание вроде бы схожих рун в разных надписях, нет чёткой схемы дешифровки, смущает учёных, и тот факт что возможно часть памятников фальсифицировано.
В данной работе я попробую систематизировать весь накопленный опыт по данной проблеме.
Многие древние авторы приводят «Бытовые примеры» использования Славянами письма.
Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 г., рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего, соплеменника русы оставили надпись на могиле:
Пример с чашей мы приводили выше (к сожалению, в одном источнике говориться, что там написано «пряность», во втором «горчица»).
Есть и косвенные упоминания о наличии у Славян письменности, так Арабский писатель Ибн-аль-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» (987-988 гг.) сообщает:
Надпись, сохранённая Ибн-аль-Надимом, стилизованная под арабское письмо. Настолько искажена, что расшифровать её до сих пор не удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было просто берёзовой корой. Небрежно срисованная Ибн-аль-Надимом «русская» руническая надпись внешне напоминает скандинавскую руническую монограмму. Подобные монограммы изображались, например, на перстнях скандинавских воинов, служивших в Киевской Руси. Сторонники существования славянских рун расшифровывают надпись, но каждый по-своему в соответствии со своей собственной теорией.
Служит доказательством рунического письма и пример приведенный в предисловии к книге.
Много материала для раздумий предоставили нам археологи. Особенно любопытны монеты и некоторые надписи, найденные в археологическом пласте,? который датируется временем правления князя Владимира.
Во время раскопок в Новгороде были найдены деревянные цилиндры, относящиеся по времени к годам правления Владимира Святославича, будущего крестителя Руси, в Новгороде (970-980 гг.). Надписи хозяйственного содержания на цилиндрах выполнены кириллицей, а княжеский знак прорезан в виде простого трезубца, который невозможно признать лигатурой, но лишь тотемным знаком собственности, который видоизменился от простого двузубца на печати князя Святослава, отца Владимира, и сохранял форму трезубца у ряда последующих князей.
Вид лигатуры княжеский знак приобрел на сребрениках, монетах, выпущенных по византийскому образцу князем Владимиром после крещения Руси, то есть произошло усложнение изначально простого символа, который как родовой знак Рюриковичей вполне мог произойти от скандинавской руны. Тот же княжеский трезубец Владимира встречается на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, но его начертание заметно отличается от изображения на монетах, из чего ясно, что причудливые завитушки не несут иного смысла? чем просто орнамент.
Попытка открытия и даже воспроизведения до кирилловского алфавита была предпринята ученым Н. В. Энговатовым в начале 60-х годов на основе изучения загадочных знаков, встречающихся в кирилловских надписях на монетах русских князей XI века. Надписи эти обычно строятся по схеме “Владимир на столе (престоле. – Г. Г.) и се его сребро” с изменением только имени князя. На многих монетах вместо пропущенных букв стоят черточки и точки.
Некоторые исследователи объясняли появление этих черточек и точек малограмотностью русских граверов XI века. Однако повторяемость одних и тех же знаков на монетах разных князей, причем часто с одинаковым звуковым их значением, делала такое объяснение недостаточно убедительным, и Энговатов, использовав однотипность надписей и повторяемость в них загадочных знаков, составил таблицу с указанием их предполагаемого звукового значения; значение это определялось местом знака в слове, написанном кирилловскими буквами.
О работе Энговатова заговорили на страницах научной и массовой печати. Однако оппоненты не заставили себя долго ждать. “Загадочные знаки на русских монетах, – заявили они, – это или результат взаимовлияния кирилловских и глаголических начертаний, или же результат ошибок граверов. Повторяемость же одних и тех же знаков на разных монетах они объяснили, во-первых, тем, что один и тот же штемпель использовался для чеканки многих монет; во-вторых, тем, что “недостаточно грамотные граверы повторили ошибки, имевшиеся в старых штемпелях”.
Новгород богат на находки, там археологи часто выкапывают берестяные дощечки с письменами.
Главным, и в то же время самым спорными, являться художественные памятники, так нет единого мнения по «Велесовой книге».
Попробуем разобраться в судьбе этой книги.
“Влесовой книгой”, называют тексты, записанные на 35 березовых дощечках и отражающие историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года” до н. э. Нашел ее в 1919 году полковник Изенбек в имении князей Куракиных под Орлом. Дощечки, сильно разрушенные временем и червями, в беспорядке валялись на полу библиотеки. Многие были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек, интересовавшийся археологией, собрал дощечки и больше с ними не расставался.
После окончания гражданской войны “дощьки” оказались в Брюсселе. Узнавший о них писатель Ю. Миролюбив обнаружил, что текст летописи написан на совершенно неизвестном древнеславянском языке. На переписывание и расшифровку ушло 15 лет. Позднее в работе приняли участие зарубежные специалисты – востоковед А. Кур из США и С. Лесной (Парамонов), проживавший в Австралии. Последний и присвоил дощечкам название “Влесова книга”, так как в самом тексте произведение названо книгой, а Велес упомянут в какой-то связи с ней. Но Лесной и Кур работали только с текстами, которые успел списать Миролюбов, так как после смерти Изенбека в 1943 году дощечки исчезли.
Некоторые ученые считают “Влесову книгу” фальшивкой, в то время как-такие известные знатоки древнерусской истории, как А. Арциховский, считают вполне вероятным, что “Влесова книга” отражает подлинное языческое; прошлое славян. Известный специалист по древнерусской литературе Д. Жуков в апрельском номере журнала “Новый мир” за 1979 год писал: “Подлинность “Влесрвой книги” подвергается сомнениям, и это тем более требует ее публикации у нас и тщательного, всестороннего анализа”.
Ю. Миролюбрву и С. Лесному в основном удалось расшифровать текст “Влесовой книги”;
Миролюбовым, закончил чтение текста “Влесовой книги”. Опубликовав полный текст книги, он пишет статьи: “Влесова книга” – летопись языческих жрецов IX в., новый, неисследованный исторический источник” и “Были ли древние “руссы” идолопоклонниками и приносили ли они человеческие жертвы”, которые пересылает в адрес Славянского комитета СССР, призывая советских специалистов признать важность изучения дощечек Изенбека. В посылке находилась и единственная сохранившаяся фотография одной из этих дощечек. К ней были приложены “расшифрованный” текст дощечки и перевод этого текста.
“Расшифрованный” текст звучал следующим образом:
- Влес книгу сю п(о)тшемо б(о)гу н(а)шемо у кие бо есте прибе-зица сила.
- В оны вр(е)мены бя менж якы бя бл(а)г а д(о)бл иже ршен б(я) к (о)цт в р(у)си.
- А то <и)мщ жену и два дщере имаста он а ск(о)ти а краве и мн(о)га овны с.
- она и бя той восы упех а 0(н)ищ(е) не имщ менж про дщ(е)р(е) сва так(о)моля.
- Б(о)зи абы р(о)д егосе не пр(е)сеше а д(а)ж бо(г) услыша м(о)лбу ту а по м(о)лбе.
- Даящ (е)му измлены ако бя ожещаы тая се бо гренде мезе ны.,.
Первый, кому в нашей стране 28 лет назад предстояло провести научное исследование текста дощечки, была Л.П. Жуковская – языковед, палеограф и археограф, ныне главный научный сотрудник Института русского языка АН СССР, доктор филологических наук, автор многих книг. После тщательного изучения текста она пришла к выводу, что “Влесова книга” является подделкой по причине несоответствия языка этой “книги” нормам древнерусского языка.
Действительно, “древнерусский” текст дощечки не выдерживает никакой критики. Примеров отмеченного несоответствия можно было привести достаточно, но я ограничусь лишь одним. Так, имя языческого божества Велесъ, давшее название названному произведению, именно так и должно выглядеть на письме, поскольку особенность языка древних восточных славян состоит в том, что сочетания звуков “О” и “Е” перед Р и Л в положении между согласными последовательно заменялись на ОРО, ОЛО, EРЕ. Поэтому у нас существуют исконно свои слова – ГОРОД, БЕРЕГ, МОЛОКО, но при этом сохранялись и вошедшие после принятия христианства (988 год) слова БРЕГ, ГЛАВА, МЛЕЧНЫЙ и т.д. И правильное название было бы не “Влесова”, а “Велесова книга”.
Л. П. Жуковская высказала предположение, что дощечка с текстом – это, по всей видимости, одна из подделок А. И. Сулукадзева, скупавшего в начале XIX века у ветошников старинные рукописи. Есть данные, что у него были какие-то буковые дощечки, исчезнувшие из поля зрения исследователей. О них есть указание в его каталоге: “Патриарси на 45 буковых досках Ягипа Гана смерда в Ладоге IX в.”. Про Сулакадзева, славившегося своими фальсификациями, говорили, что он употреблял в своих подделках “неправильный язык по незнанию правильного, иногда очень дикий”.
И тем не менее, участники Пятого Международного съезда славистов, состоявшегося в 1963 году в Софии, заинтересовались “Влесовой книгой”. В отчетах съезда ей была посвящена специальная статья, которая вызвала живую и острую реакцию в кругах любителей истории и новую серию статей в массовой печати.
В 1970 году в журнале “Русская речь” (№3) о “Влесовой книге” как о выдающемся памятнике письменности писал поэт И. Кобзев; в 1976 году на страницах “Недели” (№18) с обстоятельной популяризаторской статьей выступили журналисты В. Скурлатов и Н. Николаев, в № 33 за тот же год к ним присоединились кандидат исторических наук В. Вилинбахов и известный исследователь былин, писатель В. Старостин. В “Новом мире” и в “Огоньке” были опубликованы статьи Д. Жукова, автора повести о знаменитом собирателе древнерусской литературы В. Малышеве. Все эти авторы ратовали за признание подлинности “Влесовой книги” и приводили свои аргументы в пользу этого.
Одним из таких аргументов (основных) являлось предположение, что “книга” написана на одном из “территориальных диалектов” древнерусского языка, нам неизвестного, к тому же подверженного западнославянскому влиянию, о чем свидетельствуют такие формы, как “менж”, “гренде”. Высказывалось даже предположение, что в написании дощечек, “судя по стилю изложения”, участвовало несколько авторов, причем один из них, видимо, был праполяком.
Согласиться с этим нельзя. Дело, видимо, в другом. Если допустить, что “Влесова книга” не подделка, остается одно и, кажется, единственное предположение, что знаки дощечек озвучены неверно, что и привело, в конечном итоге, к столь плачевному результату.
А можно ли допустить, что “Влесова книга” не подделка? Точнее, не “Влесова книга”, а та единственная дощечка, фотография которой только и имеется в нашем распоряжении (об остальных дощечках – то ли они были, то ли их не было – мы не можем судить). Я допускаю. И вот на каком основании.
“Текст, изображенный на фотографии, написан алфавитом, близким к кириллице”, – отмечала в свое время Л.П. Жуковская. Текст состоит из 10 строк. В каждой строке содержится от 41 до 50 знаков. Общий объем текста 465 знаков, причем различных знаков в нем 45- 47 (Кириллица, по дошедшим до нас рукописям, имела 43 буквы, глаголица, согласно памятникам того же времени, имела 40 букв). Но, тем не менее среди этого “завышенного” для буквенного письма количества знаков не нашлось места для знаков, обозначающих звук Ы и сверхкраткие гласные, для которых в кириллической азбуке существуют свои обозначения – Ъ и Ь.
Геннадий Гриневич провел небольшое исследование. Взял несколько отрывков из “Слова о полку Игореве”, по объему отвечающих объему текста дощечки, и просчитал, сколько раз в них встречаются Ы, Ъ” и Ь знаки. Получилось, что Ы встречается в среднем 5 раз, Ь знак – 7 раз, а Ъ знак – 30 раз.
В дореволюционной России Ъ знак употреблялся, можно сказать, к месту и не к месту. Все, наверное, видели старые вывески, на которых даже фамилии владельцев каких-либо заведений кончались на Ъ знак: БАГРОВЪ, ФИЛИПОВЪ, СМИРНОВЪ и др. Так что поддельщик, тот же Сулукадзсв, как известно человек грамотный, пожелавший придать своей подделке достоверный облик, наверняка ввел бы в нее, по крайней мере Ъ знак.
В слоговом же письме типа “черт и резов” не было и не могло быть отдельных знаков для звуков, которые мы в нашей азбуке обозначаем знаками (буквами) Ы, Ь и Ъ, и это обстоятельство, пусть косвенно, указывает на связь письма “Влесовой книги” со слоговым письмом типа “черт и резов”. К тому же подавляющее число знаков “Влесовой книги” в графическом отношении абсолютно идентичны знакам последней.
Из сказанного можно сделать вывод, что, по всей видимости, письмо “Влесовой книги” представляет собой переходную форму письма от слогового к буквенному, в котором наряду со знаками, передающими одиночные звуки, могли присутствовать знаки, передающие целые слоги, а также знаки, звучание которых различно в различных положениях.
В своей первой статье, опубликованной в журнале “Вопросы языкознания” (№2 за I960 год), Л.П.Жуковская, анализируя текст “дощечки”, писала: “За древность (дощечки. – Г. Г.) говорит так называемое “подвешанное” письмо, при котором буквы как бы подвешиваются к линии строки, а не размещаются на ней. Для кириллицы эта черта неспецифична, она ведет, скорее, к восточным (индийским) образцам.
В тексте сравнительно хорошо выдержана сигнальная линия, проходящая у всех знаков по середине их высоты, что является свидетельством в пользу наибольшей возможности древности докириллического памятника”.
В 1982 году в книге «Тайны веков» Ольга Скурлатова дала археолого-историческую справку по Велесовой книге. Самым сильным местом исследования является следующий факт: «В “Влесовой книге” подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг (судя по всему, в Индию), а другая часть пошла на запад “до Карпатской горы”.Если бы события, описываемые в “Влесоваой книге” были фальсификацией, то, как мог фальсификатор предугадать этот поразительный и неожиданный факт истории древних скотоводов, подтвержденный археологически совсем недавно, уже после опубликования “Влесовой книги”?».
Убедительных аргументов ни «за» ни «против», так и не было предоставлено. На данном историческом периоде вопрос остается открытым.
Можно утверждать лишь одно что дохристианская письменность «черт и рез» всё- таки на Руси была. Насколько это была развитая и логическая система мы не можем судить. Попытки дешифровать и предоставить логическую структуру пытались многие учёные: Г.Чудинов, В. Чудинов. Но их теории остаются пока не принятыми наукой. Пересказ этих теорий не вписывается логику данной книги.
Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности – это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие.
Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это – простейший вид рунической магии, распространенный и на северо-западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Видов руническогого письма сохранилось множество. Отсюда и проблема дешифровки надписей. Нет единой схемы начертания рун. Это связано с разным географическим размещением славянских племён. Один из самых распространенных. Остановимся на рассмотрении Славяницы. Мы не будем говорить о подлинности данной рунической схемы. Мы просто её проанализируем и предоставим вашему вниманию.
Мы выбрали данный вариант руники (носит название «Велесовица») с той лишь целью, что он наиболее полно передаёт культурологическую справку о древних Славянах.
В этом славянском малом футарке (слово заимствовано из скандинавского рунического письма, а образовалось оно по принципу первых двух, трех знаков алфавитных систем Fa-Ur-THOR, как Альфа-Вита – Алфавит и Аз-Буки – Азбука), который носит имя Славяница, 18 рун, несущих громадный объем информации, заложенной в образном значении каждой руны.
Естественно, каждая руна обозначала при письме букву, но кроме этой номинативной функции рунное письмо несло следующие смысловые функции: обозначение Славянских богов (Леля, Дажьбог), пространственных ориентиров (Алатырь, Исток), обрядов и действий (Крада, Треба). Конкретная сочетаемость рун (начертанных рядом), обозначала своеобразную образную семантику, к примеру: Мир и Дажьбог (внуки Дажьбога), Рок и Радуга (твой жизненный путь или твоя судьба).
Если принять точку зрения Вирта (немецкий учёный), что северные народы Евразии, жившие в непосредственной близости к изначальной арктической прародине – Гиперборее, дольше других сохранили проторунические системы, хотя их полноценное значение, культовое использование и алфавитно-календарное осмысление были искажены и забыты. Поэтому руника встречается у них в фрагментарном виде, как наследие древнего знания, ключ от которого утерян безвозвратно.
Но тем не менее, начиная с 5 века эта поздняя руника синхронно появляется на севере Евразии. Вирт особенно пристально изучал германо-скандинавские области. Но он указывал также на точное соответствие руническим знакам (огласованных однако совершенно иначе) орхонских надписей древних тюрок. Причём тюркская руника появилась почти синхронно с германской, при том что трудно предположить прямое заимствование.
С точки зрения простой географической симметрии, бросается в глаза, что между ареалом расселения германо-скандинавских племён и тюрками Сибири располагались как раз древние славяне, перемешанные с угорскими племенами. И об этих славянах черноризец Храбр писал, что они “пишут чертами и резами”.
Позднеруническое письмо характеризуется как раз тем, что оно вырезалось на дереве или камнях, тогда как, по мнению Вирта, знаки изначальной проторуники были округлы. Таким образом, вполне вероятно, что “черты и резы” были символической системой “славянской руники”, являющейся как бы промежуточным слоем между германской и тюркской системами.
Указание Храбра на то, что древние славяне “гадают” по резам, указывает на то, что славяне использовали свои руны также, как германцы -они служили им одновременно и азбукой и методом сак-ральных ритуалов (в низшей своей форме – предсказаний).
Поразительно, насколько схожи знаки “Гимна Бояна” и “Велесовой книги” и германские руны. Хотя нельзя исключить и того, что по своим массонским каналам Сулакадзев, к которому сходятся все нити истории с “Велесовой книгой”, мог быть в курсе “Хроники Ура-Линды”, также стилизованной под руническое письмо. В таком случае (чего нельзя полностью исключить) ценность его документов теряется. При этом не исключено, что, как и в случае с “Ура-Линдой”, речь идёт о позднейшей переработке какого-то действительно древнего документа. Важно лишь подойти к этому вопросу объективно и беспристрастно, не впадая в преждевременный энтуазизм, но и без заведомых предрассудков.
Подлинны ли фрагменты сулакадзевской коллекции или нет, у славян должны были быть системы рунического типа, фрагменты которых мы безошибочно встречаем в традиционных славянских вышивках, мифологических сюжетах, орнаментах, обрядах и поверьях.
1. МирФорма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.
2. ЧернобогВ противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
3. АлатырьРуна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.
5. НуждаРуна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.
6. КрадаСлавянское слово “Крада” означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.
7. ТребаРуна Воина Духа. Значение славянского слова “Треба” — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.
8. СилаСила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
9. ВетерЭто — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.
10. БерегиняБерегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.
11. УдВо всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово “Уд”) связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.
12. ЛеляРуна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
13. РокЭто — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.
14. ОпораЭто руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.
15. ДаждьбогРуна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела.
16. ПерунРуна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.
17. ЕстьРуна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
18. ИстокДля верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений. Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде.
Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл – боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.
Подобных примеров можно привести много, и один из них – этимологию термина руна – стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna – “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать”. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий”.
Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX – начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.
Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, – и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” – вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами.
Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки.
Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне – законы, записанные на деревянных досках некими письменами.
Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.
Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом – календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех – с другой, двух – с третьей, и оставшихся трех месяцев – с трех разных букв.
В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство – половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) – ромб, поставленный на вершину.
Другую – более позднюю – группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним – поистине уникальным – памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.
В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы – подлинные. Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник.
Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.
Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико.
Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам. Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества – X-XVI века).
Прекрасный тому пример – широчайшее использование славянами руны Фрейра – Ингуз, описанное нами в Главе третьей.
Другой пример – одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки – это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть – сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз – это руна защиты, одно из ее магических свойств – защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.
Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно – свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, – знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков – это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра – изображение, ясное еще не вполне.
На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.
Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.
Особенности чтения славянских рун
Важно понимать, что стандартные 18 славянских рун, которые чаще всего можно встретить во многих источниках, это всего лишь часть рунических символов, используемых древними славянами. Каруна имела одну особенность, которую необходимо обязательно учитывать, руны в ней могут иметь самые различные значения – это может быть и отдельная буква, и слог, и слово, и даже целый образ. Стоит сказать, что образы в славянской письменности были приоритетными, и одна руна могла иметь до трех значений в зависимости от особенностей использования (образы, которые могут быть, обязательно связаны между собой).
Для того чтобы записать руны использовались шлоки – 9 рядов с 16-ю символами в каждом. Каждые 16 шлок образовывали более крупные письмена – Сантии. Для того чтобы Сантии были не просто рядом символов, а несли информационную и энергетическую нагрузку, их наносили на драгоценные металлы (золото или серебро), раскатанное на пластины. На пластине металла наносилось до 4-х шлок на обестороны, такая пластина также называлась Сантией. 9 Сантий, собранных в единое целое, являлись Кругом.
Одной из особенностей написания шлок можно считать тот факт, в ряду расположено не 16, а 32 руны. По этому правилу каждая первая руна является комментарием второй с учетом контекста всего текста. Достаточно часто используется 64 руны, которые обозначают двойной перевод нанесенного ранее текста. Для того чтобы правильно прочитать шлоку рун необходимо читать от первой строчки слева направо до последней строки. После чего процедура повторяется в обратном порядке, поднимаясь от крайней руны к первой. Согласно исследованиям ученых и по археологическим раскопкам возможно чтение текста двумя вариантами – по буквам или образам. В первом все просто и банально – каждый звук зашифрован символом. При образном прочтении изначально определяется ключевой образ, к которому закрепляются остальные руны, а потом чтение идет по стандартному алгоритму. Итог такого написания и чтения – это сообщение, которое получено по буквам и образам. Стоит сказать, что славянским рунам и их значению посвящено достаточно много специфической узкопрофильной литературы, которая обычно находится в закрытых фондах музеев и центральных библиотек не только нашей страны, но и мира.
Для того чтобы понять основные принципы чтения рун, рассмотрим пример – имя всем известного славянского бога Перуна. Если оно записано рунами как буквами, то все просто – получится имя «Перун». А вот если прочитать его образами, то фраза будет значительно сложнее – «Путь есть ратная утеха наша». При этом не стоит забывать и том, что существует и еще более сложный вариант прочтения, но он доступен в большей степени историкам и исследователям, хотя если есть желание, то любознательный потомок древних славян сможет разобраться.
Есть ли отличия славянских рун от славянских Рез Рода?
К сожалению, полный ряд славянских (иначевендских) рун так и не был восстановлен в том виде, в каком бы он существовал в древности. Но современные исследователи, в первую очередь, писатель и деятель языческой культуры А. В. Платов, эзотерик и рунолог О. А. Синько, так или иначе, смогли восстановить рунический ряд, в основу которого был положен Старший Футарк, который, в свою очередь, и был родоначальником славянских рун, появившихся позже. Славянские Резы Рода основаны не на рунах (как письменности), а на священных знаках— символах славянских Богов и Богинь.
Эти символы выступают как способы присоединения ведающего к Божественным Силам, и служат как для предсказания, так и для магии. Обращения к некоторым божествам (например, к Богу Чернобогу и Богу Перуну) совпадают в силу общности культурного слоя.
Восстановлением славянских Рез Рода в двадцать первом веке занимается Ольга Боянова, северная знающая. Особенности взаимодействия в том, что О. Боянова передала исключительные права на издание рукописей издательству «Северная сказка», а право на обучение — училищу «Магия Севера». Многочисленные приверженцы славянских Рез Рода в настоящее время разделились на тех, которые принимают северную традицию и соблюдают старинные ритуалы, и тех, кто смешивает различные традиции, например, принципы таро или значения славянских рун, о которых написана эта статья.